Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Участники слушаний в Госдуме предложили установить ответственность за качество экспертизы школьных учебников

ФОТОРЕПОРТАЖ

Повышение качества и доступности школьных учебников – крайне важная и актуальная задача, поскольку от этого в значительной мере зависит качество образования. Решительных шагов в данном направлении ждут и родители, и педагоги. Об этом в пятницу, 30 марта, заявила заместитель Председателя комитета ГД по образованию и науке, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Любовь Духанина в ходе парламентских слушаний на тему «Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования».

В начале своего выступления депутат обратила внимание на тот факт, что в законе об образовании не закреплено понятие школьного учебника. Не определены принципы и условия его создания, не отражены место и роль в образовательном процессе. «Комитет по образованию и науке в своей работе неоднократно затрагивал тему учебников, в том числе электронных, дистанционного образования, изучал вопросы законодательных требования к составу и содержанию ГОС.

Сегодня в большинстве своем качество учебников не может быть признано удовлетворительным, – констатировала она. – Многие по-прежнему содержат погрешности в изложении материалов. Крупные общественные организации – Общественная палата, движение «Общероссийский народный фронт (ОНФ) – периодически проводят мониторинг качества содержания учебников, находя большие массивы погрешностей и ошибок. Учителя жалуются на нехватку в ряде учебников базовых заданий, на избыточную наукообразие, ведь важно не только содержание, но и язык изложения материала. К учителям присоединяются родители».

Депутат привела в пример рассказ, содержащийся в одном из учебников для 1 класса. «Это рассказ про зайцев. Логика такова, что зайцы собрались обсудить, как им тяжело живется, все их хотят съесть, и пришли к выводу, что «лучше умереть сейчас, чем всю жизнь трястись от страха», и решили утопиться. Бабушка внучки, обнаружившая эту историю, рассказала, что когда у ребенка заболел зуб, девочка в шутку ответила, что «лучше один раз умереть, чем мучатся с зубом». То есть такие вещи сразу же становятся неким мемом, который дети подхватывают», – отметила Духанина.

Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что раз к качеству современных учебников возникает столько вопросов, значит, существующая многоступенчатая система экспертизы, внешне выглядящая структурно выстроенной, все-таки нуждается в доработке. «Сложившаяся система экспертизы учебников в значительной степени является причиной того общественного напряжения, которое сложилось в настоящее время вокруг качества учебников, их перечня, процедур формирования перечня», – сказала Духанина.

Депутат озвучила ряд конкретных предложений, адресованных как Министерству образования и науки РФ, так и правительству в целом. Первое – должна быть установлена персональная ответственность как авторов учебников, так и тех, кто дает их на них экспертизу. «И сами тексты экспертиз, на наш взгляд, должны размещаться в открытом доступе, должны быть известны фамилии и должности людей, организаций, которые делают экспертизу. Тогда профессиональное сообщество сможет задать вопросы тем, кто поддержал или, наоборот, не поддержал тот или иной учебник», – считает Духанина.

Второе – необходимо законодательно закрепить, что учебники, включенные в федеральный перечень рекомендованных к использованию, должны соответствовать ФГОС, примерным образовательным программам, а также концепциям преподавания отдельных предметов по предметным областям. «Действующее законодательство не предусматривает ответственности экспертов и экспертных организаций за ошибки, допущенные при проведении экспертиз», – отметила Духанина.

Третье – нужно изменить процедуру допуска учебников для использования в системе образования, определив, что обязательным этапом на пути учебника к широкому применению должна быть его апробация.