Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Госдуме обсудили вопросы финансирования строительства и реконструкции дорог местного значения

Круглый стола «Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания»

ФОТОРЕПОРТАЖ

На федеральном уровне необходимо рассмотреть возможность закрепления за местными бюджетами дополнительных источников доходов, которые органы местного самоуправления смогут направлять на финансирование дорожной деятельности. К такому выводу пришли участники «круглого стола» «Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания», организованном в понедельник, 11 декабря, в Государственной Думе комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В частности, во фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обсуждается вопрос наделения муниципалитетов правом на добычу природных ископаемых – песка, глины и щебня, что поможет увеличить наполнение их бюджетов, и направить появившиеся средства на дорожное строительство и ремонт дорог. Об этом в ходе «круглого стола» заявил первый заместитель Руководителя фракции Виктор Кидяев.

В настоящее время небольшим муниципалитетам хватает средств только на «ямочный» ремонт и точечное благоустройство, отметил депутат.

По словам Кидяева, при той цене на строительство километра асфальтированной дороги, которую называют эксперты (в среднем по России это 59 млн рублей) для многих российских муниципалитетов даже содержание, текущий ремонт и реконструкция дорог являются крайне сложным процессом, не говоря о прокладке новых.

«Вопрос для муниципалитетов очень затратный как по финансам, так и по кадровому обеспечению. Содержание местной дорожной сети требует и знания дорожного хозяйства, и работы с госзакупками, и координации с регионом, который порой тоже получает на региональные дороги 15% от потребности. Сколько в таких условиях может построить дорог муниципалитет, у которого бюджет менее ста миллионов рублей?» – спросил Кидяев.

Парламентарий также обратил внимание на то, что надзорные органы создают абсурдные ситуации, требуя исполнения дорожных нормативов. Так, Еланцинское сельское поселение в Иркутской области при бюджете 16 млн рублей по решению суда должно построить и отремонтировать 100 км дорог. А Онгурёнское сельское поселение прославилось на всю страну, когда ГИБДД обязало администрацию установить перед школой знаки «лежачего полицейского» и «зебру».

«Там три деревни, 500 жителей, 50 автомобилей. И теперь есть своя достопримечательность: на тропинке, которая ведет к школе, вкопаны два дорожных знака. «Зебру» на земле не удалось нарисовать, возможно, главу поселения попытаются еще и наказать за недоработку», – отметил он.

Немного лучше ситуация c дорожным строительством там, где регионы увеличивают муниципальную долю в сборах на дорожные фонды. Например, в Забайкальском крае, Тульской и Сахалинской областях выделяют по 20% с акцизов на нефтепродукты.

Выход на местах находят в передаче полномочий на районный уровень, позволяющей укрупнять средства. Республика Крым, глядя на коллег, рассматривает возможность совсем изъять дорожные полномочия из ответственности сельских поселений. В некоторых субъектах принимают отдельные региональные программы: в Новосибирской и Иркутской областях, в Пермском крае и ряде других.

«Объективно оценивая возможности небольших поселений, мы предлагаем вернуться к вопросу о наделении муниципалитетов правом на добычу песка, глины и щебня в целях дорожного строительства и ремонта. Это сократит затраты местных бюджетов на исполнение дорожных полномочий. Как представитель Общероссийского конгресса муниципальных образований, я выражаю сейчас не свое видение, а озвучиваю поступающие просьбы от советов муниципальных образований», – сказал Кидяев.

Также участники круглого стола полагают, что возможно введение в качестве местного налога транспортного налога в отношении физлиц, чтобы поступления от данного налога зачислялись в муниципальные дорожные фонды, что увеличит доходную базу муниципалитетов ориентировочно на 109,2 млрд рублей.

Кроме того, предлагается распределить в равной пропорции между региональными и местными бюджетами поступления от штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения.

Рассматривается и ряд других мер, все они нашли отражение в рекомендациях по итогам круглого стола.

Депутат Госдумы о Республики Алтай, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Родион Букачаков на примере своего региона проиллюстрировал, что уровень развития дорожной инфраструктуры напрямую отражается на инвестиционной привлекательности региона.

«На Алтае активно развивается туризм, у нас Сибирь, семь месяцев снежного покрова, горная местность, поэтому нужда в региональных дорогах и дорогах местного значения крайне высока. Однако средства дорожного фонда субъектов и муниципалитетов, в основном, к сожалению, используются только на содержание дорог. Дороги у нас не соответствуют требованиям техрегламента – решения судов есть, а исполнить их невозможно – средств на реконструкцию не хватает», – рассказал он.

Наполнение дорожных фондов субъектов и муниципалитетов – самый актуальный вопрос, подчеркнул Букачаков.

«Поэтому рекомендации, высказанные в ходе круглого стола, мы поддерживаем и будем голосовать за эти решения. В частности, транспортный налог, на мой взгляд, должен полностью оставаться на уровне сельских поселений, потому что самые протяженные дороги – это как раз межпоселковые и внутрипоселковые», – добавил депутат.