Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Госдуме обсудили вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Расширенное заседание комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей

Фото: duma.gov.ru

На Охотном ряду в четверг, 8 февраля, состоялось расширенное заседание комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Тема для встречи была выбрана одна из самых злободневных: «Школа - территория безопасности. Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Открывая заседание, заместитель Председателя Госдумы, Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член комитета Сергей Неверов выразил надежду, что собравшиеся специалисты смогут найти решения вопросов, касающиеся обеспечения безопасности детей. «Вопросов действительно много, их больше чем ответов. И крайне важно рассмотреть проблему с разных сторон, выслушать разные мнения, обменяться опытом. Ведь каждый из нас, приводя своего ребенка, внука в школу, хочет, чтобы его ребенок был под присмотром и в безопасности», - отметил Сергей Неверов.

Заместитель Председателя нижней палаты парламента, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ирина Яровая заявила о начале разработки предложений по гуманизации ответственности несовершеннолетних и по изменению системы профилактики преступлений несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

«Анализ показал, что в настоящее время в законодательстве не систематизированы меры воспитательного воздействия, они содержатся в нескольких актах в УК и УПК, ФЗ «Об основах системы профилактики» и законе об образовании. При этом получается, что комиссии по делам несовершеннолетних живут по своим нормативным правилам, которые никаким образом не состыковываются с уголовной политикой и не видят себя в системе мер профилактики и перевоспитания. Сегодня меры профилактики безнадежно устарели и не соответствуют новым вызовам и угрозам, с которыми сталкивается молодое поколение», - подчеркнула Яровая.

«Наша задача - выработать современные формы воспитательного характера в отношении «оступившихся» подростков как альтернативу наказанию и дать шанс на исправление. Институт принудительных мер воспитательного характера требует обновления и соотнесения с общественными и государственными интересами. Это даст шанс и обществу сохранить тысячи молодых судеб. Решение данной задачи требует всесторонней правой практической и научно-теоретической проработки», - подчеркнула автор идеи.

Первый заместитель Председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, координатор партийного проекта «Крепкая семья» Ольга Окунева отметила, что основная цель проведения расширенного заседания - собрать законодательные предложения непосредственно от субъектов профилактики.

Она напомнила, что комитет продолжает работу над поправками в федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Законопроект предусматривает расширение перечня органов системы профилактики, участвующих в процессе взаимного информирования, дополняя его органами службы занятости населения.

«Школа – это место, где получают знания, это место общения, воспитания, это место, в том числе, дополнительного образования, где ребята развивают свои творческие способности», - отметила она.

Поэтому, по ее мнению, чрезвычайно важно обеспечить эффективное взаимодействие семьи и школы в плане профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

По словам Окуневой, важно обратить особое внимание на школы, находящиеся в местах лишения свободы. На недавней встречи депутатов внутрифракционной группы «ЕДИНОЙ РОССИИ» с представителями ФСИН были приведены данные, в соответствии с которыми только в 10 субъектах Федерации ребята, находящиеся в СИЗО, могут обучаться в школах, рассказала Окунева. «Они - еще не преступники, они еще не наказаны, нет судебных решений. И мы должны понимать, что с этим ребятами будет происходить дальше, если мы им не дадим знания. Эти дети требуют особой заботы, поэтому мы, сегодня, в том числе должны говорить и об этих школах», - заявила парламентарий.

Кроме того, следует продолжить работу по развитию служб школьной медиации в образовательных организациях, что позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту, считает Окунева. «В рамках проекта «Крепкая семья» мы проводили конференцию на базе Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя «Семья и социум: социальные, психологические и правовые аспекты», на которой были представлены разработки российских ученых и практиков в этой сфере», - отметила депутат.

Также, по мнению Окуневой, требуется комплексная перезагрузка работы Комиссии по делам несовершеннолетних.

В свою очередь депутат Государственной Думы от Пермского края, Первый заместитель Председателя комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко рассказал о предложениях пермских коллег в части совершенствования работы Комиссий по делам несовершеннолетних.

По его словам, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (120-ФЗ) давно требует серьезных изменений. Речь должна идти о профилактике детского и семейного неблагополучия несовершеннолетних, потому что сегодняшняя формулировка очень узка, пояснил Сапко. «Сегодня мы должны говорить гораздо шире и понимать те ресурсы и возможности, которые у нас есть», - заявил он.

«Представляется целесообразным определить функции данной комиссии как органа исполнительной власти субъекта РФ. Предлагается возложить на эти комиссии функции контроля, который предполагает проверку соблюдения нормативных предписаний и принятие мер реагирования в связи с выявленными нарушениями», - рассказал депутат.

Кроме того, предлагается дополнить категорию лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа - речь идет о несовершеннолетних, имеющих делинквентное поведение, а также наделить комиссии полномочиями по направлению несовершеннолетних с девиантным поведением в психолого-медико-педагогическую комиссию для обследования, продолжил парламентарий.

«Еще одной поправкой, предложенной пермскими законодателями, предлагается дополнить 120-ФЗ нормой, согласно которой специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, и требующие специального педагогического подхода в случае, если они имеют делинквентное поведение», - добавил Сапко.

Уточняются и основания содержания несовершеннолетних в таких учреждениях, соответственно, по постановлению судьи, отметил он.

Также предлагается наделить администрацию специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа полномочиями по обеспечению наблюдения несовершеннолетних в дневном стационаре и контролю за их поведение после окончания срока пребывания в указанном учреждении до достижения им 18-ти летнего возраста, комиссии субъектов РФ наделить правом получения персональной конфиденциальной информации о несовершеннолетнем и его родителях (или его законных представителей).

При этом он особо подчеркнул, что все озвученные предложения необходимо обсудить с привлечением  экспертов и общественности, и только после этого принимать соответствующие изменения в действующее законодательство.

Парламентарий также напомнил, что уже подготовлена и внесена законодательная инициатива, которой предлагается в федеральном законе о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании закрепить добровольное принятие решения – обращаться за психиатрической и наркологической помощью детям не с 15, а с 18 лет.

Заместитель Председателя комитета Госдумы по образованию и науке, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Лариса Тутова считает, что одной из главных причин, почему учителя не уделяют достаточного внимания детям, является огромная бюрократическая нагрузка. «Учителя сегодня перегружены отчетами, анализами, планами, - заметила она. - Наша задача - снять с учителя эту огромную нагрузку, чтобы у него было время и возможность заниматься конкретным ребенком».

Еще одна проблема - недостаточное количество психологов. «К сожалению, сегодня на 800 детей приходится только один психолог, - вынуждена констатировать депутат. - В такой ситуации ему очень сложно разбираться во внутреннем мире ребенка, выявлять группы риска среди учащихся и вовремя на это реагировать».

По мнению парламентария, некоторые советские традиции забыты незаслуженно. «Например, был такой «родительский всеобуч», когда родителям в ненавязчивой форме, корректно и тактично разъясняли как выстраивать доверительное отношение со своими детьми. Дети не должны быть брошенными, предоставленными сами себе», - пояснила Тутова.

Кроме того, считает она, нужно также вести речь о содержании образования, об экспертизе учебников. «Мы также предлагали, чтобы медико-педагогические комиссии были наделены правом иногда без родителей проводить психологическую диагностику ребенка, потому, что бывают ситуации, когда родители этому противятся, считают, что их дети не мешают классу», - подчеркнула депутат.

По словам Тутовой, она и ее коллеги выдвигали несколько революционное предложение, которое заключалось в том, «чтобы снизить урочную нагрузку на учителя при сохранении уровня зарплаты». «Чтобы педагог смог уделять больше времени воспитанию и образованию детей», - пояснила она.

Коллегу поддержал член комитета Госдумы по образованию и науки, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Алдар Дамдинов. «Проблема еще заключается в слабой подготовке педагогических кадров, их медико-психологической подготовленности, - сказал он. - И, конечно же, это содержание учебников и учебных пособий, того контента, который сегодня используется в школе».

Депутат также обратил внимание на то, что бюрократическая нагрузка на учителя по линии Министерства образования составляет всего 25 процентов. «Остальная отчетность идет по линии других ведомств. И если мы говорим об информационной доступности, то почему нельзя эти данные взять с сайта школы?», - задался вопросом парламентарий.

Свои предложения также озвучили представители МВД, Следственного комитета, Минобрнауки, Минкомсвязи, Минздрава, субъектов Федерации и научного сообщества.