Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Владимир Плигин: Россия последовательно исполняет решения международного органа по защите прав и свобод человека

Владимир Плигин: Россия последовательно исполняет решения международного органа по защите прав и свобод человека
Сегодня, 1 декабря, Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об уточнении оснований к рассмотрению дела в Конституционном суде РФ. Выступая с докладом, председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин отметил, что «проект федерального конституционного закона достаточно подробно обсуждался».

«Законопроектом предлагается уточнить норму статьи 3 федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», предусмотрев в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации полномочия Конституционного суда», - сказал парламентарий. При этом Плигин отметил, что они связаны с разрешением вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора.

«В целях обеспечения этих полномочий перечень оснований к рассмотрению дела в Конституционном суде предлагается расширить. В частности, предлагается считать основание к рассмотрению дела обнаружившуюся неопределенность в возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав человека, основанного на положениях соответствующего договора РФ, если существует предположение, что истолкование может привести к их расхождению с Конституцией РФ», - пояснил Плигин.

Проектом предусматривается, что подобная категория дел может рассматриваться Конституционным судом РФ без проведения слушания в тех ситуациях, если суд придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на оснований правовых позицией, содержавшихся в ранее принятых им Постановлениях, и проведение слушаний не является необходимым для обеспечения прав сторон.

«Законопроектом расширяется перечень субъектов, признаваемых сторонами в конституционном производстве, обладающих равными процессуальными правами», - говорит он. «Федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией по защите интересов РФ при рассмотрении дел в межгосударственном органе вправе обратиться в Конституционный суд РФ для разрешения спора о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав человека. Конституционным судом РФ по итогам рассмотрения может быть принято Постановление о возможности или невозможности исполнения указанного решения», - заявил Плигин, уточнив, что с запросом в Конституционный суд РФ «может обратиться ряд государственных органов, в частности, Президент РФ и Правительство РФ».

«В случае если Конституционным судом РФ будет дано толкование положений Конституции РФ, устраняющее неопределенность в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положением международного договора РФ и положениями Конституции РФ в смысле невозможности исполнения соответствующего решения межгосударственного органа без нарушения этих положений Конституции РФ, это означает, что какого-либо рода действия, акты, направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа в Российской Федерации не могут осуществляться и приниматься», - сообщил глава комитета.

«Комитет подробно проанализировал концепцию законопроекта, внесенного представителями всех фракции Государственной Думы, и мы полагаем, что он может быть одобрен в первом чтении», - сказал парламентарий.

«В связи с теми дискуссиями, которые имели место, хотел бы обратить внимание, что в случае одобрения данного законопроекта и одобрения его в целом, позиция РФ несомненно точно определяется законопроектом. Иногда высказывавшиеся опасения, связанные с тем, что якобы он нацелен на неисполнение решений международного органа, полностью не соответствует действительности. Речь идет о том, что Российская Федерация последовательно исполняет решения международного органа, и многие и многие решения были исполнены. Речь идет о возможных ситуациях, которые имеют место не только в Российской Федерации, когда, собственно говоря, исполнение решения противоречит положениям Конституции РФ. Аналогичная ситуация анализировались и неоднократно в европейских странах, в частности, в Германии. Таким образом, определение порядка, принятие решения о возможности или невозможности исполнения при участии Конституционного суда РФ является абсолютно открытой и оправданной позицией», - заключил Плигин.