Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Вячеслав Лысаков: Штрафы за отсутствие трекеров у дальнобойщиков будут снижены в 100 раз

Сегодня, 1 декабря, выступая на пленарном заседании от фракции, первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков обратил внимание на комплекс мер по решению проблем с функционированием системы взимания платежей с большегрузов.

— В ответ на упреки в том, что фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Госдума не реагируют на нынешнюю острую ситуацию с дальнобойщиками, придется очень бегло пройтись по предыстории данного протеста и действиям Госдумы и нашей фракции.

14 июня 2013 года Правительство РФ приняло Постановление № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

В связи с обращением в Минтранс «ОПОРЫ России», поддержанным участниками инвестиционного конкурса, не успевавшими построить и запустить автоматизированную систему сбора платы с грузовиков, Госдума рекомендовала перенести сроки введения платы в счет возмещения вреда с 1 ноября 2014 года на 15 ноября 2015 года. С таким же предложением выступили инициаторы законопроекта.

Федеральным законом от 13.07.2015248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» были внесены изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие возможность установление размера вреда от большегрузов.

Данный закон не вызвал негативных настроений в профессиональной среде. Более того, профессиональное сообщество полагало, что введение новых статей в Федеральный закон об автодорогах направлен на упорядочение деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнение поручения Президента РФ, указанных в обращении к Федеральному собранию в декабре 2014 года о снижении неналоговой нагрузки на бизнес и фиксации действующих налоговых условий на четыре года.

Однако, результаты не оправдали ожиданий, произошло ухудшение ситуации. 18 мая 2015 года в Постановление № 504 было внесено изменение размера платы с 3,5 до 3,73 рубля за километр и установления даты начала действия этой нормы — 15 ноября 2015 года.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 года № 1662-р было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое назначено оператором системы взимания платы и реализует полный цикл создания системы с ее последующей модернизацией (система «Платон»). «РТ-Инвест Транспортные Системы» презентовала систему в начале июня 2015 года Ростове-на-Дону.

Но в дальнейшем начались первые серьёзные проблемы, которые, к сожалению, Минтрансом решены не были. Владельцы тягачей с полуприцепами не смогли получить от операторов колл-центра ответа на вопрос о том, каким образом будет тарифицироваться проезд такого транспортного средства. Специалисты не смогли разъяснить порядок регистрации в системе арендованных автомобилей. На электронную почту разработчика направлялись запросы о том, что делать водителю в дороге, если в дороге сломался трекер, а у него по каким-то причинам отсутствует связь. Согласно инструкции сообщение о поломке является обязательным. Операторы ответили — должен попросить помощи у других водителей.

Оставлен без ответа вопрос о том, как быть водителю грузовика, который, находясь в долгосрочной командировке (Сибирь и Дальний Восток), не знал о наличии административного штрафа ГИБДД и не оплатил его. В случае неоплаченного штрафа бортовая система блокируется, а машина к этому моменту может еще не вернуться из рейса.

Владельцы большегрузов не получили ответа на вопрос кто и когда выдаст им трекеры.

22 октября 2015 состоялось расширенное заседание комитета по транспорту ГД РФ, участие в котором приняли представители заинтересованных министерств и ведомств, профсоюзов водителей-дальнобойщиков, операторов грузоперевозчиков и др.

Представители «РТ-Инвест Транспортные Системы» пояснили, что по состоянию на 22 октября не выдано ни одного трекера, т. к. приборы еще не прошли государственную поверку (аттестацию). Тестирование самой системы на предмет заказа маршрутной карты не проводилось.
Представители профессионального сообщества, кроме ранее названных претензий, высказали ряд дополнительных. Владельцы транспортных средств не могут получить трекеры и стоят за ними ночами в очереди.

При намерении получить маршрутную карту, маршрут движения прокладывает сама система «Платон», причем он может быть проложен не по самому короткому пути, изменить маршрут владелец транспортного средства не может. В случае переадресации груза маршрутную карту предстоит очень долго ждать, а в случае невозможности длительного ожидания (скоропортящийся груз) — идти на откровенный штраф и ехать без карты. Волновала тема о том, как доехать до ближайшей станции техобслуживания в случае поломки в пути, если сервис не находится по маршруту движения.

По итогам мероприятия представители профессионального сообщества поставили вопрос о невозможности исполнения грузооператорами Постановления Правительства РФ № 504 в виду того, что к этому не готов «РТ-Инвест Транспортные Системы». На тот момент дальнобойщики надеялись на отсрочку Постановления.

Приближалось 15 ноября, но грузооператоры не получали никаких известий о наладке работы системы. Вместо этого были предупреждения о привлечении к административной ответственности за работу без трекеров с 15 ноября. Суммы штрафов звучали угрожающе. Реакции со стороны уполномоченных министерств и ведомств не поступало. Массовые недовольства стали принимать формы протестов, по стране прокатилась волна митингов.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с письмом, в котором предложил ввести мораторий на сбор платы с грузовиков сроком на один год, указывая, что в настоящее время система к работе не готова: обеспеченность специальными бортовыми устройствами составляет не более 11–12 процентов, а интернет-портал «Платона» работает со сбоями. Предложение Титова поддерживают ретейлеры и производители продовольствия. Кроме того, в письме Титова отмечается, что участники рынка уже зафиксировали повышение тарифов на перевозки на 18–23 процента по разным группам товаров для производителей продовольствия и на 6–28 процентов — для торговых сетей.

После серии забастовок дальнобойщиков Министерство транспорта сообщило об отмене штрафов за неоплаченный проезд по федеральным трассам до 1 мая 2016 года за исключением территории Московской области. Через некоторое время новость с сайта Министерства исчезла. Этот фактический обман усугубил ситуацию, как и встреча в Санкт-Петербурге министра Соколова не с представителями протестующих дальнобойщиков, как это было анонсировано, а с людьми, дальнобойщиками неуполномоченными.

В настоящее время, к сожалению, мы имеем то, что имеем.

Однако, чтобы снять напряжение, «ЕДИНАЯ РОССИЯ» подготовила ко второму чтению законопроекта поправки, снижающие штрафы в 100 раз - с полумиллиона до 5 тыс. рублей, которые профильный комитет Госдумы оперативно поддержал. Проектом также введено понятие однократности штрафа (не более 1-го штрафа в сутки при любом количестве фиксации нарушения), разрешена постоплата - вместо предоплаты. Уверен, этот законопроект будет принят Государственной Думой в кратчайшие сроки.

Кроме того, в настоящее время стоимость 1 км снижена Правительством РФ до 1,53 до марта 2016 года, но мы выступаем за пролонгацию этого срока. 

Мы также надеемся на общее благоразумие, здравый смысл, снижение эскалации конфликта, диалог с профессиональным сообществом, отладку и тестирование системы. Всем нам надо избежать противостояния и провокаций, пока Рубикон не перейден.