Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Вячеслав Никонов указал на основные проблемы российской системы высшего образования

Вячеслав Никонов указал на основные проблемы российской системы высшего образования
Председатель комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») в ходе «правительственного часа» с министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым перечислил основные проблемы российской системы высшего образования.

Предваряя свое выступление, парламентарий от лица всей Государственной Думы, от лица избирателей выразил благодарность отечественным ученым за разработку первой в мире вакцины от коронавируса. «Вы продолжили традиции нашего великого нобелевского лауреата И.И. Мечникова, основоположника иммунологии, и сделали вакцину. Спасибо вам большое!», – сказал Никонов.

Обращаясь к министру науки и высшего образования Валерию Фалькову, глава думского комитета отметил: «Мы говорим с вами на одном профессиональном языке и видим во многом одни и те же проблемы, с которыми сталкивается система высшего образования и науки».

По словам Никонова, первая из них связана с отсутствием стратегии. «Нет стратегии образования. Есть утвержденная Президентом Стратегия научно-технологического развития, но сопряженной с ней стратегии подготовки кадров не существует», – сказал он.

«Второе – кадры. Еще 20 лет назад РФ была первой в мире по количеству исследователей-ученых. Сегодня мы на четвертом месте, – констатировал парламентарий. – Мы отстали от Китая в шесть раз, от США – в два раза, причем это отставание во многом за счет именно наших ученых, которые приехали в Соединенные Штаты. Подготовка кадров высшей квалификации, к сожалению, не дает нужного количества притока квалифицированных кадров. К огромному сожалению, у нас сокращается количество диссертационных советов, и за последние 30 лет в науку и высшее образование пришел только 1% выпускников российских вузов. К сожалению, заработная плата в науке и образовании в Российской Федерации неконкурентоспособна по мировым меркам. А здесь рынок один - всемирный».

Третье – наукометрия. По словам Никонова, работа преподавателей вузов и научных сотрудников сегодня во многом оценивается по публикационной активности, и самые большие баллы дают публикации в зарубежных журналах. «Конторы, которые зарабатывают на публикация наших ученых в зарубежных журналах, все подконтрольны западным спецслужбам. И они отбирают то, что им нужно и публикуют то, что им выгодно, продвигая в рейтингах людей, занимающих наиболее антироссийские позиции», – указал глава комитета Госдумы.

Также Вячеслав Никонов обратил внимание на низкие темпы исполнения национального проекта «Образование» в части цифровизации – 9% (по данным Счетной палаты). Вузы при организации дистанционного обучения используют зарубежные платформы – Skype, Zoom. «Национальные платформы есть, но они слабее. Нам нужна своя собственная, большая образовательная платформа», – заявил он.

Пятая проблема – инфраструктура. «Как минимум в пять раз меньше средств выделяется, чем надо, на то, чтобы остановить разрушение вузовской инфраструктуры, зданий, и совсем не выделяются средства на строительство новых общежитий и кампусов. А мы хотим еще привлекать иностранных студентов и быть конкурентоспособными. Где они жить будут?», – указал депутат.

«По финансированию (высшего образования) на душу населения и в процентах от ВВП – РФ на 84-е месте на планете. Это вопрос приоритетов. 5% в среднем - в Евросоюзе, 3,6% – у нас. Науки: по президентскому указу 2012 года – 1,77% ВВП, сейчас - 1,11%», – отметил Никонов.

«И седьмое, последнее – воспитание. Президентский законопроект мы приняли. Есть программа воспитания, подготовленная Министерством просвещения. Я не видел пока программу, подготовленную министерством науки и высшего образования», – заключил Никонов.