Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Выступление Первого зампредседателя комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаила Тарасенко («ЕДИНАЯ РОССИЯ») по итогам обсуждения отчетов руководителей Пенсионного фонда РФ, ФОМС, ФСС. Стенограмма

Выступление Первого зампредседателя комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаила Тарасенко («ЕДИНАЯ РОССИЯ») по итогам обсуждения отчетов руководителей Пенсионного фонда РФ, ФОМС, ФСС. Стенограмма
Рассмотрение и исполнение бюджетов обязательных фондов за уже давно прошедший 2018 год - это далеко не протокольное, не рутинное мероприятие, это способ увидеть позитивные и негативные тенденции в страховании и учесть их при планировании будущих периодов.

Поэтому скажу сразу, что позитивных тенденций больше, фонды в основном справились со своими задачами и поэтому фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет поддержать утверждение отчетов государственных фондов.

Однако я хотел бы остановиться на тех тенденциях, которые, на мой взгляд, не способствуют улучшению деятельности фондов, а в отдельных случаях просто вредят.

Фонд обязательного медицинского страхования. В отчетном году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования и бюджета ФОМС, было направлено более 100 миллиарда рублей.

До 2015 года это была обязанность федерального бюджета. 100 миллиардов рублей - это 5,5% бюджета фонда. Согласитесь, что чудес не бывает, и эти 100 с лишним миллиардов рублей оттягивают значительные ресурсы и снижают доступность и качество первичной медицинской помощи. 

Возможно, что последние случаи голосования медиков ногами, то есть демонстративных заявлений об увольнениях наряду с заниженными, по мнению профессионального сообщества, тарифами на ОМС — в значительной мере следствие недофинансирования отрасли здравоохранения. Да и расходы на высокотехнологичную помощь через фонд — это не лучший способ решения важных социальных задач. 

Может быть, поэтому в последнее время возросло в масс-медиа, прежде всего, на федеральных телеканалах, количество просьб о сборе средств на дорогостоящие операции детям. В социальном государстве это обязанность государства, а не воля благотворителей. И главное, что государство способно и должно решать эти задачи.

Что касается Фонда социального страхования, то здесь два замечания. Прежде всего, мы уже, наш комитет в течение десяти лет говорит, ставит вопрос о том, что не по видам профессиональной деятельности должны формироваться 32 класса профессиональных рисков. Потому что в одном профессиональном классе находятся и предприятия XIX века, и предприятия XXI века, у которых риски совершенно разные, а тарифы одинаковые. Во всем мире, в большинстве развитых стран это страхование осуществляется не по классам профессионального риска, а по классам результатов работы. Снизили расходы на несчастные случаи, на профзаболевания — переходите в привилегированный класс с более низким тарифом, провалились - попадаете в класс с большим отчислением. 

Это стимулирует работодателей на вложение средств в безопасность труда. Это что касается этого момента.

А вот что касается второго момента, вот и Светлана Юрьевна Орлова в своем выступлении от Счетной палаты обратила внимание на невыполнение обязанностей государства по ежегодному обеспечению льготных категорий граждан, а это участники Великой Отечественной войны, инвалиды и другие, ежегодным санаторно-курортным обеспечением. 

20% выполнение, и тенденция с каждым годом снижается, несмотря на то, что Федеральным законом №178 «О социальной помощи» эта норма прописана и никем не отменена.

Дважды постановлениями Государственной Думы при отчетах министра труда Максима Топилина это записывалось в постановления, но, извините меня, «Васька слушает да ест», ничего не меняется. Хотя все 450 депутатов, я думаю, на каждом приеме сталкиваются с теми обиженными людьми, которые приходят и стоят в очереди по несколько лет в Фонде социального страхования на право, которое им продекларировано государством. Я думаю, что пора заканчивать с этим и надо достаточно жестко ставить вопрос, что эту проблему надо решить.

Цена проблемы, мы посчитали, 20 миллиардов рублей в год, и закрыты все проблемы - участников войны, жителей блокадного Ленинграда, инвалидов и прочих льготных категорий. Это что, непосильно для нашей страны при таком профиците бюджета? Я думаю, что нам хватит говорить и уговаривать,  надо начинать действовать.

И что касается Пенсионного фонда. Я хочу сказать сразу, что я согласен здесь с предыдущими выступающими, что накопительный элемент, который был введен в систему обязательного страхования, это, конечно, коня и трепетную лань поставили в одну упряжку, и пора уже с этим заканчивать, не просто, все говорят, да, это неправильно, но ничего не делается, это продолжается. Я согласен с тем, что этот надо вопрос решать кардинально.

Но у нас появляется и новая проблема. Основной пенсионной льготой для лиц, работающих на работах с опасными и вредными условиями труда, то есть по спискам 1 и 2, а также северян является возможность назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста. Вместе с тем мы не можем не считаться с тем, что индексация пенсий идет для всех одинаково. Тарифы повышены, но они идут не на этих людей, они идут в общий котел. И мы сталкиваемся с тем, что явно наметилась тенденция для списков 1 и 2 для северян к снижению уровня пенсионного обеспечения. И я полагаю, что это достаточно серьезная проблема, и не надо ее будет решать, когда она станет явной. Ее надо решать загодя, ее надо решать сейчас. И главное, что мы способны это сделать.

Еще раз хочу подчеркнуть, что мы считаем, что у нас есть все основания утвердить отчеты социальных фондов.