Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяПресс-служба

Справка по проекту федерального бюджета на 2006 год

 
26 августа т.г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона
«О федеральном бюджете на 2006 год».
С учетом состоявшихся в июне-августе т.г. обсуждений с руководством и членами фракции основных параметров бюджета («нулевое чтение»), в том числе на собрании фракции «Единая Россия» 7 июля т.г., показатели федерального бюджета претерпели существенные изменения. Он впервые, в отличие от 2000-2005 годов, сформирован какбюджет развития и представлен как составная часть трехлетнего финансового плана на 2006 - 2008 годы.
Федеральный бюджет на 2006 год рассчитан исходя из прогнозируемых:
- объема ВВП в сумме 24380 млрд. руб. (105,8 % к 2005 году);
- роста потребительских цен на 7 - 8,5 %;
- среднего уровня мировых цен на нефть марки "Юралс" 40 долл. США за баррель;
- среднегодового курса рубля к доллару США - 28,6.
 
Основные параметры федерального бюджета

 
2005 год
(ожидаемое исполнение)
2006 год
(проект)
млрд. руб.
в % к ВВП
в % к ВВП
млрд. руб.
Доходы - всего, в т.ч.:
4970,7
23,7
20,7
5046,1
· налоговые
3054,8
14,5
13,0
3167,8
из них ЕСН
266,2
1,3
1,2
302,1
· неналоговые
1915,9
9,1
7,7
1878,3
Расходы - всего, в т.ч.:
3497,0
16,7
17,5
4270,1
· процентные
228,3
1,1
0,8
202,5
· непроцентные
3268,7
15,6
16,7
4067,6
Профицит
1473,7
7,0
3,2
776,0
Стабилизационный фонд РФ:
 
· средства на начало года
739,4
3,5
5,8
1425,7
· поступления
1240,2
6,0
3,5
857,5
· использование (в т.ч. досрочное погашение внешнего долга)
660,4
3,1
0,17
40,9
· средства на конец года
1425,7
6,8
9,2
2242,3
Государственный долг РФ:
3377,6
16,1
14,0
3415,8
· внешний
2440,4
11,6
9,3
2272,6
· внутренний
937,2
4,5
4,7
1143,2

 
Таким образом, по отношению к ожидаемому исполнению федерального бюджета 2005 года, предусматривается в 2006 году увеличить доходы федерального бюджета на 75,4 млрд. рублей, расходы - на 773,1 млрд. рублей (22 %). Размер профицита предполагается уменьшить на 48 %.
Доходы федерального бюджета 2006 года
 
Доходы предусматриваются в сумме 5046,1 млрд. руб. (20,7 % от ВВП). При этом цена отсечения на нефть при расчете доходов Стабилизационного фонда предлагается в размере 27 долл. США за баррель (197,1 долл. США за тонну).
Относительное снижение уровня доходов федерального бюджета в 2006 году (в % к ВВП) по сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2005 году обусловлено следующими факторами:
- снижением прогнозируемой цены на нефть марки “Юралс” с 48 долл. США за баррель в 2005 году до 40 долл. США в 2006 году;
- изменением налогового законодательства (снижение на 0,34 % ВВП или на 83,0 млрд. руб.), связанным, в основном, с ускоренным списанием амортизации на вновь вводимые основные средства, изменением сроков списания расходов на НИОКР по налогу на прибыль, установлением общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений и др.;
- прочими факторами (снижение на 1,16 % ВВП), связанными с тем, что в первом полугодии 2005 г. в федеральный бюджет поступили доходы в размере 243,1 млрд. руб., имеющие разовый характер (по результатам контрольных мероприятий налоговых органов), поступление которых в 2006 году проектом бюджета не предусмотрено.
 
Расходы федерального бюджета 2006 года
 
Основными приоритетами при формировании расходов бюджета на 2006 год определены:
1. Повышение уровня жизни населения:
С этой целью предусматривается:
а) обеспечение роста доходов работников бюджетных организаций в реальном выражении за три года не менее чем в 1,5 раза, в том числе в 2006 году:
- увеличение денежного содержания федеральных государственных служащих с 1 января 2006 года на 15 % (всего 11,1 млрд. рублей) и должностных окладов судей с 1 июля 2006 г. на 32 % (4,3 млрд. рублей);
- дальнейшее поэтапное повышение заработной платы работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по единой тарифной сетке (ЕТС):
- с 1 марта - увеличение на 8 % тарифных ставок (окладов) для всех разрядов ЕТС;
- с 1 мая - опережающее повышение тарифных ставок низших (1,2 и 3) разрядов. Установление ставки первого разряда на уровне МРОТ, т.е. в размере 1100 рублей (с 1 сентября 2005 г. МРОТ составляет 800 рублей).
В результате суммарное повышение тарифной ставки первого разряда ЕТС составит 37,5 %, второго разряда - 29,0 %, третьего разряда - 21,0 %. Среднее повышение заработной платы работников федеральных государственных учреждений на этом этапе составит 4,5 %;
- с 1 сентября - утверждение новых межразрядных коэффициентов и тарифных ставок (среднее увеличение 6,8 %) для выравнивания ЕТС.
При этом фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, возрастет, по сравнению с 2005 годом, на 43,3 млрд. рублей и составит 242,1 млрд. рублей, а рост реальной заработной платы ожидается на уровне 11,1 %, что, по предварительным расчетам, позволит обеспечить ее увеличение за три года (2005-2007 г.) в 1,52 раза;
С 1 января 2006 года предлагается увеличить в полтора раза стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных и научных организаций (с 1000 и 2000 рублей до 1500 и 3000 рублей - соответственно), а размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования увеличить со 140 до 210 рублей (справочно: для студентов высших учебных заведений размер стипендии в 2005 году повышался 2 раза (по 100 руб.) - с 400 до 600 рублей с 1.09.2005 г.).
Размер единовременного пособия при рождении ребенка предлагается повысить с 6000 до 8000 рублей, а размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - с 500 до 700 рублей.
б) обеспечение устойчивого функционирования пенсионной системы:
- на выплаты трудовых пенсий по подразделу «Трансферты внебюджетным фондам» планируется предоставить Пенсионному фонду РФ средства в сумме 873,45 млрд. рублей, при этом расходы на выплату базовой части трудовой пенсии определены в сумме 485,95 млрд. рублей (справочно: в 2006 году предусматривается увеличить средний размер трудовой пенсии на 7,2 %, что составит 109,4 % от прожиточного минимума пенсионера);
- на выплаты государственных пенсий по подразделу «Пенсионное обеспечение» (раздел «Социальная политика») предусмотрено 145,43 млрд. рублей (на 15,7 % больше, чем утверждено на 2005 год), из них 139,89 млрд. рублей на выплаты пенсий, пособий и денежных компенсаций лицам, проходившим военную и приравненную к ним службу с учетом их индексации с 1 января 2006 года на 15 % (справочно: в 2005 году их индексация не проводилась).
в) обеспечение доступности и качества услуг здравоохранения и образования:
· По подразделу «Здравоохранение» предусмотрены средства в объеме 127,57 млрд. руб. (на 72,8 % больше в сравнении с 2005 годом), из них:
- 77,90 млрд. рублей на улучшение репродуктивного здоровья, повышение качества охраны материнства и детства, вакцинацию населения;
- 9,89 млрд. рублей на повышение эффективности и обеспечения доступности оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи (дорогостоящие медикаментозные препараты для лечения онкологии, лейкоза, трансплантации почек, костного мозга, операций на аорте и др.).
При этом предусматривается укрепление материально - технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой помощи, увеличены ассигнования на приобретение продуктов питания в лечебно-профилактических и санаторных учреждениях, что позволит довести стоимость натурального набора продуктов с 48 до 76 рублей для улучшения питания больных.
· По разделу «Образование» предусматривается финансирование в размере 206,0 млрд. рублей (на 26,4 % больше, чем утверждено на 2005 год), в том числе на оплату труда работающих в этой сфере - 98,8 млрд. рублей. При этом на образование гражданского назначения направляется 162,7 млрд. рублей, что превысит уровень 2005 года на 29,2 %.
На обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, обмундированием, проездом на внутригородском и пригородном транспорте, а также один раз в год к месту лечения (туда и обратно), предусматривается 617,4 млн. рублей.
2. Совершенствование межбюджетных отношений.
· Общий объем финансовой помощи регионам составит 520,53 млрд. рублей, в том числе 443,5 млрд. рублей на предоставление межбюджетных трансфертов и 77,03 млрд. рублей - на строительство объектов в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы.
· Предусматривается увеличить объем Федерального фонда финансовой поддержки регионов на 20 % (с 189,9 млрд. рублей в 2005 году до 228,2 млрд. рублей в 2006 г.) с целью повышения бюджетной обеспеченности дотационных регионов.
· В целях поддержки малоимущих слоев населения и ветеранов в Федеральном фонде софинансирования социальных расходов предусмотрены 26,2 млрд. рублей (на 13,8 % больше, чем утверждено на 2005 год), что позволит предоставить «социальный пакет» труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, пострадавшим от политических репрессий. На оплату жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным гражданам запланировано - 8,0 млрд. рублей (на 27 % больше, чем на 2005 год).
· Для выполнения переданных федеральных полномочий на региональный и местный уровни средства в составе Федерального фонда компенсаций предусмотрены 72,8 млрд. рублей (увеличение в 2,2 раза по сравнению с утвержденным на 2005 год), при этом субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан составят 59,0 млрд. рублей.
· Для повышения уровня социально-экономического развития субъектов РФ в Федеральный фонд регионального развития направляются 2,7 млрд. рублей для софинансирования расходов на развитие инженерной и социальной инфраструктуры регионов с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
3. Развитие национальной экономики.
Расходы федерального бюджета по разделу “Национальная экономика”  предусмотрены в размере 338,6 млрд. руб. (на 33,6 % больше, чем предусмотрено федеральным бюджетом на 2005 год). При этом впервые создается инвестиционный фонд в размере 69,7 млрд. руб. с целью финансирования крупных инвестиционных проектов на долевой основе с частным бизнесом.
4. Модернизация военной организации государства.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2006 год, связанных с обеспечением национальной обороны и безопасности, составит около 1 трлн. 207,5 млрд. руб. (около 5 % ВВП), в том числе по разделам:
- "Национальная оборона" - в сумме 667,25 млрд. руб. (2,74 % к ВВП или на 21,4 % выше, чем утверждено на 2005 год), из них на Вооруженные Силы РФ - 497,77 млрд. рублей;
- "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - в сумме 540,24 млрд. руб. (2,2 % к ВВП или на 22,1 % выше, чем утверждено на 2005 год).
При этом предусматривается с 1 января 2006 года повысить на 15 % денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Функциональная структура расходов федерального бюджета
(цветом выделены разделы (подразделы), финансирование которых в 2006 году
планируется увеличить более, чем на 25%)
 
 
Функциональная структура расходов федерального бюджета
(цветом выделены разделы (подразделы), финансирование которых в 2006 году планируется увеличить более, чем на 25 %)
 

Наименование
расходов
2005 год
2006 год
Изменения
(млн. руб.)
утверждено*
(млн. руб.)
% расходов
% расходов
проект
(млн. руб.)
Всего расходов
3 396 268,7
 
 
4 270 114,7
873  846,0
( + 25,7 %)
Общегосударственные
вопросы
, в т.ч.:
491 327,7
14,5
15,2
647 040,9
155 713,2
(+ 31,6 %)
· обслуживание государственного и муниципального долга
244 150,3
8,0
4,7
202 482,2
- 41 668,1
(- 20,6 %)
· инвестиционный фонд
-
-
1,6
69 741,2
формируется
впервые
Национальная оборона
549 680,4
16,2
15,7
667 257,4
117 577,0
(+ 21,4 %)
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность
442 552,3
13,0
12,6
540 248,0
 
97 695,7
(+ 22,1 %)
Национальная экономика
253 507,2
7,5
7,9
338 577,0
85 069,8
(+ 33,6 %)
Жилищно - коммунальное хозяйство
10 098,2
0,3
0,7
31 627,4
21 529,2
(+ в 3,1 раза)
Охрана окружающей среды
4 782,3
0,1
0,1
6 335,2
1 552,9
(+ 32,4 %)
Образование, в т.ч.:
162 947,7
4,8
4,8
206 029,0
43 081,3
(+ 26,4 %)
· начальное профессиональное образование
4 267,9
0,1
0,2
6 728,5
2 460,6
(+ 57,7 %)
· среднее профессиональное образование
20 424,4
0,6
0,5
21 840,8
1 416,4
(+ 6,9 %)
· переподготовка и повышение квалификации
2 360,9
-
-
3 912,6
1 551,7
(+65,7 %)
· высшее профессиональное образование
114 699,7
3,8
3,7
158 922,9
44 223,2
(+ 38,5 %)
Культура, кинематография, средства массой информации
46 149,1
1,3
1,2
50 448,1
4 299,0
(+ 9,3 %)
Здравоохранение и спорт, в т.ч.:
87 876,4
2,8
3,4
145 845,3
57 968,9
(+ 66,0 %)
· здравоохранение
73 811,9
2,2
3,0
127 570,0
53 758,1
(+ 72,8 %)
Социальная политика
177 476,0
5,2
4,9
209 559,0
32 083, 0
(+ 18,1 %)
Межбюджетные трансферты
1 169 871,2
34,4
33,4
1 427 147,4
257 276,2
(+ 22,0 %)

 
* с учетом дополнительных ассигнований расходной части на 348 339,4 млн. рублей, утвержденных ФЗ от 5.07.2005 г. № 84-ФЗ