Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяПресс-служба

Информационно-аналитический материал для работы депутатов с избирателями: "О социально-экономической ситуации в России"

Подготовлено: Отделом аналитического обеспечения законодательной деятельности

Правового Управления Аппарата Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

(Выпуск № 9 (31),октябрь 2005 г.)

 

Содержание

 

 

1.

Социальная ситуация

3

 

 

 

2.

Экономическая ситуация

6

 

 

 

3.

Консолидированный и федеральный бюджеты

8

 

 

 

4.

Внешнеторговый оборот

10

 

 

 

5.

Международные резервные активы Российской Федерации

11

 

 

 

6.

Структура государственного внешнего долга

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная ситуация

Численность населения России с начала 2005 г. уменьшилась на 461,7 тыс. человек, или 0,32 %, и составила к 1 августа 143 млн человек. За январь-август 2004 г. население уменьшилось на 458,5 тыс. человек, или так же на 0,32 %.

Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-июле 2005 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. на 48,3 тыс. человек. Увеличившийся на 11,1 % миграционный прирост компенсировал численные потери населения.

В январе-июле 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся (в 85 субъектах) и увеличение числа умерших (в 58 субъектах). В целом по стране превышение умерших над родившимися составило 1,6 раза (в январе-июле 2004 г. - 1,5 раза), причем в 25 субъектах оно составило 2,0-2,9 раза. Естественный прирост населения в январе-июле 2005 г. зафиксирован только в 15 субъектах (в январе-июле 2004 г. - в 16 субъектах).

 

Общая численность безработных[1] в России в августе 2005 г. сократилась на 183 тыс. человек по сравнению с июлем и составила на конец месяца 4,85 млн человек.

Уровень безработицы сократился до 6,5 % экономически активного населения против 7,5 % месяцем ранее.

Из общего количества безработных в Государственной службе занятости в конце августа были официально зарегистрированы 1,8 млн человек, в том числе 331,5 тыс. - в Чеченской республике.

 

Численность экономически активного населения в конце августа составляла 74,7 млн человек, или около 51 % от общей численности населения страны.

 

Реальные располагаемые денежные доходы населения России[2] выросли в январе-августе 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,5 %. В том числе в августе 2005 г. денежные доходы в реальном выражении увеличились на 8,1 % по сравнению с августом 2004 г.

 

В номинальном выражении доходы населения России в среднем в августе составляли 7 591 руб. в расчете на человека.

 

Номинальная начисленная заработная плата одного работника в августе 2005 г. составила в среднем по России 8 564 руб., что на 23 % выше уровня августа прошлого года. Реальная величина заработной платы (скорректированная на инфляцию) выросла на 9,3 %. По сравнению с июлем 2005 г. средняя зарплата в августе в номинальном выражении снизилась на 1 %, в реальном - снизилась на 0,9 %.

 

Реальный средний размер назначенной ежемесячной пенсии, скорректированный на инфляцию, увеличился в России в августе 2005 г. по сравнению августом прошлого года на 11,6 %.

Номинальный размер средней пенсии в августе 2005 г. был равен 2 537 руб., что на 25,5 % больше, чем в августе прошлого года в номинальном сравнении (без поправки на инфляцию). По сравнению с июлем текущего года размер пенсии в августе в реальном сравнении вырос на 9,2 %.

 

Средний размер назначенных пенсий в августе этого года составил 29,6 % от средней начисленной зарплаты (в августе 2004 г. - 29,4 %).

 

Суммарная задолженность по заработной плате в России за август снизилась на 9,9 % и к 1 сентября 2005 г. составила 10,02 млрд руб. Задолженность по заработной плате на 1 сентября имели 1,5 млн чел. (на 1 августа 2005 г. - 1,7 млн).

 

Наибольшее число работников, перед которыми в начале сентября была задолженность по зарплате, отмечено в сельском хозяйстве (40 % от всего количества) и в обрабатывающей промышленности (24 %).

 

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составила на 1 сентября 2005 г. 9,258 млрд руб., или 92 % общей суммы просроченной задолженности.

 

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 760 млн руб. и снизилась по сравнению с 1 августа 2005 г. на 151 млн руб. (16,6 %), в том числе недофинансирование из федерального бюджета - 175 млн рублей (снижение на 41 млн руб., или на 18,8 %), бюджетов субъектов Федерации - 61 млн руб. (снижение на 24 млн руб., или на 29,3 %), местных бюджетов - 524 млн руб. (снижение на 86 млн руб., или на 14,0 %).

 

 

Инфляция в России в сентябре составила 0,3 % за счет скачка цен на бензин на 7,9 % (в сентябре 2004 г. была инфляция на уровне 0,4%).

За январь-сентябрь 2005 г. потребительские цены выросли в стране на 8,6 % (в январе рост цен был равен 2,6 %, в феврале - 1,2 %, в марте - 1,3 %, в апреле - 1,1 %, в мае - 0,8 %, в июне - 0,6 %, в июле - 0,5 %, в августе была зафиксирована дефляция в размере 0,1 %) против 8,0% в январе-сентябре 2004 года.

 

Продовольственные товары в России в сентябре 2005 г. подешевели на 0,7 % (в августе подешевели на 1,0 %), в том числе без учета плодоовощной продукции цены на продовольствие выросли на 0,6 % (0,5 %). В сентябре снижение цен отмечалось на большинство наблюдаемых видов овощей и фруктов. Более всего цены снизились на морковь и белокочанную капусту - на 24,2 % и 23,6 % соответственно, свеклу и картофель - на 19,7 %. В целом плодоовощная продукция за минувший месяц подешевела на 11,6 % (в августе подешевела на 12,9 %).

 

Непродовольственные товары в сентябре 2005 г. стали дороже на 1,1 % (в августе - на 0,5 %), в том числе бензин в сентябре подорожал на 7,9 % (2,2 %).

 

Тарифы на услуги населению в сентябре 2005 г. выросли на 0,9 % (0,8 %), в том числе на услуги образования - на 7,8 %, связи - на 3,5 %.

В сентябре в 7 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил 1,0-1,6 %. Более всего потребительские цены и тарифы выросли в Еврейской автономной области - на 1,6 % (в результате увеличения тарифов на услуги на 3,6 %). Вместе с тем снижение цен и тарифов для населения отмечалось в 18 субъектах Российской Федерации. Из них более всего потребительские цены снизились в Чеченской республике и Мурманской области - на 1,2 %, где продукты питания стали дешевле на 2,2 % и 3,4 % соответственно.

 

В Москве и Санкт-Петербурге потребительских цены в сентябре не изменились (с начала года - выросли на 8,1 % и 9,7 % соответственно).

 

Правительство Российской Федерации планирует удержать инфляцию по итогам 2005 г. в рамках 10-11 %, а ЦБ - в пределах 10 %. В 2004 г. инфляция в России составила 11,7 %.

 

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум россиян, снизилась в среднем по России за сентябрь 2005 г. на 3,5 % и составила к концу месяца 1 297,1 руб. на человека в месяц. За январь-сентябрь 2005 г. минимальный набор продуктов питания подорожал на 6,4 % (при инфляции за этот же период в 8,6 %).

 

Самым дорогим минимальный продуктовый набор среди российских регионов был в конце сентября на Чукотке (4 303 руб.), в Камчатской области (2 401 руб.), в Магаданской области (2 174 руб.) и на Сахалине (2 029 руб.).

Самым дешевым - в Чувашии (1 072 руб.), в Тамбовской области (1 077 руб.), в Калмыкии (1 082 руб.), в Липецкой области (1 085 руб.).

 

Стоимость набора в Москве за сентябрь уменьшилась на 3,3 %, составив 1 581 руб. (с начала года выросла на 5,0 %). В Санкт-Петербурге набор подешевел за месяц на 3,9 % - до 1 420 руб. (с начала года подорожал на 7,7 %).

 

Плодоовощная продукция в сентябре 2005 г. подешевела на 11,6 % (с начала года - подорожала на 6,2 %). Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в среднем по России в сентябре выросли на 0,3 % (с начала года на 2,2 %).

Мясо и птица подорожали за минувший месяц на 1,1 % (на 17,6 %), цены на рыбу и морепродукты не изменились (выросли на 11,5 %).

Цены на молоко и молочную продукцию выросли в сентябре 2005 г. на 1,4 % (с начала года подорожали на 4,7 %), сливочное масло стало дороже на 1,1 % (цены выросли на 3,8 %). Цены на сахар в сентябре снизились на 2,4 % (с начала года - подорожал на 2,2 %), на крупы и бобовые - выросли на 0,3 % (увеличились на 0,4 %).

Стоимость алкогольных напитков в сентябре выросла на 0,5 % (с начала года - на 6,0 %).


 

2. Экономическая ситуация

Рост промышленного производства в России в августе 2005 г. составил 3,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Как сообщалось ранее, в июле 2005 г. был зафиксирован рост промышленного производства на уровне 4,9 % по сравнению с июлем прошлого года, в июне - 6,9 %, в мае - 1,4 %, в апреле - 5,0 %, в марте - 4,0 %, в феврале - 5,1 %, в январе -2,1 %.

В целом за январь-август 2005 г. промышленный рост составил 3,7 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в январе-августе 2004 г. промышленное производство в Российской Федерации выросло на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., в том числе в августе - на 9,7 %).

 

Добыча полезных ископаемых в январе-августе 2005 г. выросла на 7,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в том числе в августе - на 5,9 %). Обрабатывающие производства увеличили выпуск в январе-августе на 9 % (в августе - на 12,6 %). Производство и распределение электроэнергии, газа и воды выросло в январе-августе на 0,2 % (в августе - на 1,2 %).

 

Добыча нефти и газового конденсата за 8 месяцев составила 310 млн т (рост на 2,2 % к январю-августу 2004 г., в том числе в августе - на 0,5 %), добыча газа - 418 млрд кубометров (рост на 0,5 % за 8 месяцев, в августе - на 1,3 %), железной руды - 62,3 млн т (снижение на 3,9 % и рост на 6,8 %), строительных нерудных материалов - 160 млн кубометров (снижение на 1,1 % и 2,2 % соответственно), апатитового концентрата - 2,8 млн т (рост на 0,6 % за 8 месяцев, в августе снижение на 1,2 %), угля -188 млн т (рост на 3,2 % за 8 месяцев, в августе - на 13,3 %).

 

Производство минеральных удобрений в январе-августе составило 11 млн т и увеличилось на 3,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. (в августе - на 2,3 %), бензина - 21 млн т (рост на 6,1 % за 8 месяцев и снижение на 2 % в августе), легковых автомашин - 684 тыс. (снижение на 7 % и на рост на 7,4 %), стальных труб - 4,3 млн т (рост на 2,8 % и 7,3 %), готового проката черных металлов - 35,6 млн т (рост на 0,6 %, в августе - на 6,5 %).

 

Производство электроэнергии в России в январе-августе 2005 г. составило 616 млрд кВт.ч (на 2,3 % больше по сравнению с январем-августом 2004 г., в том числе в августе - на 2,6 %), теплоэнергии - 906 млн Гкал. (за 8 месяцев рост на 0,9 %, в августе - на 1,9 %).

 

Цены производителей промышленной продукции в России в августе 2005 г. повысились на 2 %. В январе цены производителей выросли на 0,5 %, в феврале - на 1,3 %, в марте, как и в апреле - на 2,5 %, в мае - на 2,7 %, в июне - на 0,1 %, в июле - на 0,5 %.

В августе 2005 г. прирост цен производителей промышленных товаров был вызван увеличением цен на продукцию добычи полезных ископаемых на 8,0 %, в том числе топливно-энергетических полезных ископаемых - на 9,3 %, из которых сырая нефть и нефтяной (попутный) газ подорожали на 11,7 %. Вместе с тем на продукцию добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, зарегистрировано снижение цен на 0,9 %.

 

Среди обрабатывающих производств наибольший прирост цен наблюдался в производстве нефтепродуктов - на 6,2 %. Увеличение цен производителей в производстве кожи, изделий из кожи и обуви составило 1,8 %, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - 0,9 %; резиновых и пластмассовых изделий - 0,8 %. В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий зарегистрировано снижение цен на 0,7 %.

За январь-август 2005 г. цены производителей поднялись на 12,6 %.

 

Россия к 26 сентября 2005 г. собрала 78,3 млн т зерна (в бункерном весе), что на 3,3 млн т больше, чем на аналогичную дату прошлого года.

Зерновые и зернобобовые культуры обмолочены на площади 39,2 млн га (90 % площади уборки), или на 1,8 млн га больше, чем за аналогичный период прошлого года. Урожайность составляет 20 ц с гектара, что на 0,1 ц/га меньше прошлогоднего.

В общем сборе зерна 46 млн т приходится на пшеницу. Это на 3,4 млн т больше, чем год назад. Урожайность пшеницы составляет 21,8 ц/га, что на 0,1 ц/га меньше.

 

По данным на 26 сентября, зерновые и зернобобовые культуры обмолочены в Центральном федеральном округе с 97 % уборочной площади, Южном - на 92 %, Приволжском - на 98 %, Уральском - на 82,5 %, Сибирском - на 77 %, Северо-Западном - на 86 %, Дальневосточном - на 87 %.

Регионы Южного округа намолотили 25,5 млн т зерна (33 % от валового сбора в стране), Приволжского - 20,9 млн т (27 %), Центрального - 15,9 млн т (20 %), Сибирского - 10,6 млн т (13,5 %), Уральского - 4,4 млн т (5,7 %).

 

Кукуруза на зерно обмолочена с площади 153 тыс. га (17,5 % площади уборки). Хозяйства намолотили около 0,7 млн т зерна при урожайности 44,3 ц/га (на 3,5 ц/га больше, чем в тот же период 2004 г.).

Рис обмолочен с 23 % уборочной площади. При урожайности 46,8 ц/га (на 2,7 ц/га больше) его намолочено 158 тыс. т.

 

В этом году зерновые и зернобобовые культуры размещены на площади 44,4 млн га. Уборочная площадь с учетом гибели посевов и использования их на корм скоту составляет 43,3 млн га. В прошлом году зерновые были убраны с 41,5 млн га.

 

Сахарная свекла к 26 сентября убрана с площади 319 тыс. га (39 % площади уборки). Накопано 8,7 млн т корнеплодов, что на 1,2 млн т больше, чем на аналогичную дату 2004 г. Урожайность ее составляет 274 ц/га, что на 11 ц/га выше прошлогодней. В частности, в Краснодарском крае накопано около 2,5 млн т сахарной свеклы, в Воронежской - 1,0 млн т. Наибольшая урожайность сахарной свеклы отмечается в Ставропольском крае - 403 ц/га и Липецкой области - 327 ц/га.

 

Подсолнечник обмолочен на площади 1,9 млн га (35 % площади уборки).

Темпы уборки подсолнечника в два раза превышают прошлогодние - намолочено более 2,8 млн т маслосемян, что на 1,5 млн т больше, чем в прошлом году. Урожайность подсолнечника составляет 15,1 ц/га (на 0,6 ц/га больше).

 

Сельхозорганизации убрали картофель с 63 % площади. Его накопано около 1,5 млн т, или на 0,1 млн т больше, чем в тот же период 2004 г. Урожайность составляет 153 ц/га против 137 ц/га в 2004 г.

Овощи убраны с 37 % площади, их собрано 0,5 млн т при урожайности 140 ц/га против 131 ц/га в 2004 г.

 

Озимые культуры посеяны на площади около 10 млн га, что составляет 63 % от ожидаемой площади сева. Это на 0,7 млн га меньше, чем в тот же период прошлого года. Отставание в основном связано с более низкими темпами сева в Южном федеральном округе из-за длительного отсутствия здесь осадков и высокой температуры.

 

Оборот розничной торговли в Российской Федерации в январе-августе 2005 г. увеличился на 11,6 % в товарной массе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 4 299,8 млрд руб. В августе этого года оборот розничной торговли составил 590,9 млрд руб., что на 12,2 % больше, чем в августе 2004 г.

 

Доля рынков в обороте розничной торговли в августе 2005 г. составила 21 % против 22,1 % в том же месяце прошлого года.

 

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в августе 2005 г. достиг 45,7 %, непродовольственных товаров - 54,3 % (в августе 2004 г. - 45,1 % и 54,9 %, соответственно).

 

В 2004 г. в России оборот розничной торговли составил 5 565,5 млрд руб., что 12,1 % больше, чем в 2003 г.

 

Объем инвестиций в основной капитал в России в августе 2005 г. возрос по сравнению с июлем на 8,7 % -до 320,8 млрд руб. Вместе с тем этот показатель увеличился на 9,8 % по сравнению с соответствующим месяцем 2004 г.

В июле 2005 г. объем инвестиций снизился на 1,2 % по сравнению с июлем прошлого года, в июне рост составлял 11 %, в мае - 6,8 %, в апреле - 11 %, в марте - 8 %, феврале - 7,8 %, в январе -7,0 %.

 

В январе-августе 2005 года объем инвестиций в основной капитал превысил на 9,7 % показатель того же периода 2004 года. В январе-июле 2004 г. рост инвестиций в основной капитал составлял 11,9 %.

 

 

3. Консолидированный и федеральный бюджеты

Консолидированный бюджет России за январь-август 2005 г. исполнен с профицитом 1 356 млрд руб. против 614,2 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. В том числе консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за восемь месяцев текущего года исполнен с профицитом 183,1 млрд руб. против запланированного на 2005 г. дефицита в 208,6 млрд руб.

 

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили за январь-август 2005 г. 4 761,4 млрд руб. (в январе-августе 2004 г. - 3 380,6 млрд руб.). В том числе доходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации за этот период составили 1 606,8 млрд руб. против запланированных на год 2 064 млрд руб.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации равнялись 3 445,2 млрд руб. (2 766,4 млрд руб. годом ранее). В том числе расходы бюджета субъектов Российской Федерации достигли 1 700,0 млрд руб. против 2 659,4 млрд руб., утвержденных законодательно на весь 2005 г.

 

Основная доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет России пришлась в январе-августе на НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации -737,0 млрд руб., НДС на товары, ввозимые на территорию России - 271,2 млрд руб., налог на прибыль предприятий - 887,6 млрд руб., налог на добычу полезных ископаемых - 548,7 млрд руб., налог на доходы физических лиц - 430,3 млрд руб., акцизы на товары, производимые на территории Российской Федерации - 159,1 млрд руб., ЕСН - 172,0 млрд руб., имущественные налоги - 162,9 млрд руб., доходы от внешнеэкономической деятельности - 967,2 млрд руб., доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 138,3 млрд руб.

 

Федеральный бюджет за январь-август 2005 г. исполнен:

·        по доходам - в сумме 3 234,0 млрд руб., или на 119,0 % к уточненной росписи поступлений доходов на 8 месяцев ;

·        по финансированию - 2 483,6 млрд руб., или 94,0 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 8 месяцев;

·        по кассовому исполнению расходов - 2 066,2 млрд руб., или 78,2 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 8 месяцев;

·        профициту (кассовому профициту) - 750,4 (1 167,8) млрд руб.

 

Доходы федерального бюджета за январь-август 2005 г. в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

Федеральной налоговой службой Российской Федерации - в сумме 1 759,4 млрд руб., что составило 114,3 % к уточненной бюджетной росписи на 8 месяцев 2005 г.;

Федеральной таможенной службой - 1 221,9 млрд. рублей, что составляет 129,4 % к уточненной бюджетной росписи на 8 месяцев 2005 г.;

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом - в сумме 27,1 млрд руб., или 95,0 % к уточненной бюджетной росписи на 8 месяцев 2005 г.;

Другие федеральные органы - 225,6 млрд руб., или 109,6 % к уточненной бюджетной росписи на 8 месяцев 2005 г.

 

Стабилизационный фонд Российской Федерации

Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 г. составил 522,3 млрд руб. В январе 2005 г. поступления в Стабилизационный фонд Российской Федерации суммы свободных остатков на 1 января 2005 г. составили 218,4 млрд руб.

31 января 2005 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.2005 г. № 102-р и приказом Минфина России от 31.01.2005 г. № 13 из Стабилизационного фонда Российской Федерации было перечислено 93,5 млрд руб. для погашения государственного внешнего долга.

В январе-августе текущего года Стабилизационный фонд Российской Федерации пополнился за счет доходов первого квартала на 210,8 млрд руб., и второго квартала - на 294,4 млрд руб. и июля - на сумму 111,1 млрд руб.

В июне 2005 г. в соответствии с приказом Минфина России от 07.06.2005 № 113 средства Стабилизационного фонда Российской Федерации были уточнены на сумму 1,3 млрд руб.[3]

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2005 г. № 890-р и приказом Минфина РФ от 30 июня 2005 г. № 160 за счет средств Стабилизационного фонда Российской Федерации были осуществлены платежи по досрочному погашению части внешнего долга Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба в сумме 430,1 млрд руб.

Таким образом, по состоянию на 1 сентября 2005 г. объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 832,1 млрд руб.

 

Финансирование расходов федерального бюджета

Финансирование расходов федерального бюджета за январь-август 2005 г. составляет 2 483,6 млрд руб. (94,0 % от уточненной бюджетной росписи на 8 месяцев 2005 г.).

Объем кассовых расходов за отчетный период составил 2 066,2 млрд руб. (78,2 % от уточненной бюджетной росписи на 8 месяцев 2005 г.).

 

4. Внешнеторговый оборот

 

Положительное сальдо внешнеторгового оборота Российской Федерации в январе-августе 2005 г. выросло до 81,2 млрд долл. США. В январе-августе 2004 г. сальдо внешней торговли составляло 53,8 млрд долл.

 

Экспорт товаров составил в январе-августе 2005 г. 156,6 млрд долл., увеличившись на 39 % к январю-августу 2004 г., в том числе в страны вне СНГ - 135,8 млрд долл. (рост на 43,9 %), в государства-участники СНГ - 20,8 млрд долл. (рост на 13,4 %).

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта выросла с 83,7 % до 86,7 %, доля стран СНГ уменьшилась с 16,3 % до 13,3 %.

 

Импорт товаров в январе-августе составил 75,4 млрд долл. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. на 28,1 %, в том числе из стран вне СНГ - 61,7 млрд долл. (рост на 32,7 %), из стран СНГ - 13,7 млрд долл. (на 10,6 %).

В общем объеме импорта доля стран дальнего зарубежья повысилась с 79 % до 81,8 %. Доля стран СНГ снизилась с 21 % до 18,2 %.

 

Средняя мировая цена на российскую нефть марки "Urals" в январе-августе достигла 48,2 долл. за баррель, что на 48,5 % выше, чем в январе- августе 2004 г.

 

5. Международные резервные активы[4] Российской Федерации

 

млн долл. США

Дата

Международные резервные активы

в том числе:

Резервные активы в иностранной валюте

СДР

Резервная позиция в МВФ

золото

Другие резервные активы

01.01.05

124 541

103 742

1

3

3 732

17 063

01.02.05

124 927

103 766

30

3

3 728

17 400

01.03.05

134 153

108 375

2

3

3 727

22 046

01.04.05

137 381

108 630

2

3

3 730

25 016

01.05.05

144 255

113 386

2

3

3 731

27 133

01.06.05

147 360

111 643

2

3

3 731

31 980

01.07.05

151 578

113 532

6

3

3 802

34 236

01.08.05

144 624

106 806

6

48

3 729

34 036

01.09.05

149 754

112 033

6

48

3 729

33 939

01.10.05

159 560

120 304

6

48

3 730

35 473

 


 6. Структура государственного внешнего долга

 

Наименование

1 января 2005 г.

1 апреля 2005 г.

1 июля 2005 г.

 

млрд долларов США

млрд евро

млрд долларов США

млрд евро

млрд долларов США

млрд евро

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

114,1

83,7

108,1

83,4

107,6

89,5

 

Задолженность странам - участницам Парижского клуба

47,5

 

46,2

 

46,0

 

 

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

6,4

 

6,2

 

6,1

 

 

Коммерческая задолженность

2,2

 

2,2

 

2,2

 

 

Задолженность перед международными финансовыми организациями

9,7

 

6,0

 

5,8

 

МВФ

3,6

 

-

 

-

 

Мировой банк

5,7

 

5,6

 

5,4

 

ЕБРР

0,4

 

0,4

 

0,4

 

 

Еврооблигационные займы

35,3

 

34,5

 

34,5

 

 

ОВГВЗ

7,1

 

7,1

 

7,1

 

 

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

5,5

 

5,5

 

5,5

 

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

0,4

 

0,4

 

0,4

 

 

Информационно-аналитический материал подготовлен с использованием данных Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru), Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (www.economy.ru), Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru), Международной информационной Группы «Интерфакс» (www.interfax.ru), Агентства экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС» (www.prime-tass.ru).

Материал подготовил консультант отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности Правового управления Большаков К.П.

 

[1] Количество безработных в России рассчитывается согласно методологии Международной организации труда. К безработным относят всех лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих любыми способами (через службы занятости, по объявлениям в газетах, через знакомых и т.п.) и готовых приступить к ней в кратчайший срок (т.е. не болеют, не ухаживают за детьми и стариками и т.п.).

[2] Доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.

[3] Указанная сумма была списана как разница между уточненными остатками и фактически перечисленными, подлежащая зачислению (списанию) на счета по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации.

[4] Международные резервные активы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервные активы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов. В категорию активов в иностранной валюте входят валютные активы Банка России и Правительства Российской Федерации в форме наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах (с рейтингом не ниже "А" по классификациям "Fitch IВСА" и "Standard and Poor's" или "А2" по классификации "Moody's"), а также государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг. В категории другие резервные активы учитываются средства в форме обратных репо. Из перечисленных активов, начиная с 1 сентября 1999 года, вычитается сумма, эквивалентная остаткам в иностранной валюте на корреспондентских счетах банков-резидентов в Банке России, кроме средств, предоставленных Внешэкономбанку для обслуживания государственного внешнего долга.