Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяПресс-служба

Информационно-аналитическая справка о законопроектной работе фракции

Информационно-аналитическая справка о законопроектной работе фракции

Основные направления законопроектной деятельности фракции на весеннюю сессию 2004 года

Законодательная деятельность фракции в январе - апреле т.г. строилась с учетом решений, принятых Генеральным Советом партии "Единая Россия", который 12 февраля т.г. утвердил перечень приоритетных законопроектов на весеннюю сессию. К числу основных направлений работы на этот период
отнесены:

1. Разработка и принятие законодательных актов, направленных на создание рынка доступного жилья, дальнейшее реформирование пенсионной системы, модернизацию системы профессионального среднего и высшего образования, развитие системы здравоохранения и медицинского страхования граждан, совершенствование военной организации в части комплектования, обеспечения жильем, охраны здоровья и образования военнослужащих.

2. Завершение работы по разграничению полномочий и финансовых ресурсов между всеми уровнями власти, приведению социальных и других обязательств государства в соответствие с его финансовыми возможностями.

3. Продолжение реформы налоговой системы с целью снижения налогового бремени на экономику с завершением основных преобразований в течение 2004-2005 годов. В ее рамках:

реформирование единого социального налога, придание системе платежей медицинского и социального страхования персонифицированного страхового характера;

совершенствование системы налогообложения: субъектов малого и среднего предпринимательства;

реформирование системы налогообложения земли и имущества граждан;

продолжение работы по снижению налога на добавленную стоимость, одновременно совершенствуя систему его администрирования с целью недопущения уклонения от уплаты налога.

4. Совершенствование государственной политики в области природопользования и природных ресурсов с целью повышения эффективности добывающих отраслей, увеличения доходов государства от добычи полезных ископаемых и на этой основе развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Разработка и принятие новых редакций федеральных законов "О недрах", Лесного и Водного кодексов РФ.

5. Дальнейшая «дебюрократизация» экономики, практическое осуществление административной реформы, сокращение контрольных и лицензирующих функций государства в сфере экономики.

I.  Актуальные  проблемы  законопроектной  работы,

рассмотренные на заседаниях Президиума фракции

 

16 февраля Президиум фракции обсудил первоочередные задачи по законодательному противодействию терроризму. Данное направление деятельности отнесено к числу актуальных проблем парламентской деятельности. Подчеркнуто, что террористическая деятельность приобретает характер открытого противостояния государству. Были одобрены предложенные депутатами В.А.Васильевым и П.В.Крашенинниковым первоочередные законодательные меры, направленные на обеспечение эффективной деятельности правоохранительных органов и специальных служб по предупреждению и пресечению терроризма, оснащение антитеррористических подразделений современным вооружением, средствами наблюдения, а также обнаружения взрывчатых веществ на объектах городской инфраструктуры, промышленности и транспорта, ужесточение уголовного наказания за преступления, связанные с терроризмом.

В связи с участившимися случаями техногенных аварий и катастроф Президиумом фракции был поставлен вопрос о необходимости усиления государственного контроля в сфере строительства крупных объектов градостроения.

Во исполнение решений, принятых на Президиуме фракции:

членами фракции В.А.Васильевым, А.Д.Жуковым, В.С.Катренко, П.В.Крашенинниковым, В.А.Пехтиным и Л.К.Слиска 11.02.2004 г. внесен в Государственную Думу и 18 февраля принят в первом чтении (ЗА - 432) законопроект № 15703-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ", которым предлагается ужесточить меры уголовного наказания за терроризм, вплоть до пожизненного лишения свободы. В ходе обсуждения достигнуты договоренности, что к рассмотрению законопроекта во втором чтении будут внесены поправки об ужесточении ответственности непосредственных организаторов терактов;

20 февраля направлено обращение Государственной Думы к Председателю Правительства РФ о мерах по усилению контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Депутаты обратили внимание Правительства РФ на неудовлетворительное положение в области контроля и надзора за соблюдением требований безопасности, формальный характер лицензирования этого вида деятельности, отсутствие единого порядка проведения экспертизы проектной документации, что ежегодно приводит к гибели сотен российских граждан;

31 марта принят в третьем чтении (ЗА - 344) внесенный 30.09.2003 г. депутатом Г.И.Райковым законопроект № 371610-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ" (подписан Президентом РФ 22.04.2004 г. № 18-ФЗ). Он предусматривает увеличение с 10 до 30 суток срока предъявления обвинения подозреваемому в совершении преступлений террористического характера: по статьям 205 "Терроризм", 206 "Захват заложников", 209 "Бандитизм" УК РФ и др.;

13 апреля состоялись парламентские слушания по теме: "Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом" с привлечением представителей Совета Безопасности РФ, Правительства РФ, Совета Федерации, Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, МИД России, специализированных научных учреждений, общественных организаций и средств массовой информации.

В докладе председателя Комитета ГД по безопасности В.А.Васильева отмечалось, что "терроризм сегодня стал одной из наиболее острых угроз для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Данное явление представляет опасность для политической системы РФ, ее конституционного строя, общественной безопасности и эффективности государственного управления. Сложившаяся в стране практика противодействия терроризму не приводит к предотвращению или хотя бы к существенному снижению количества терактов, число которых только за 2003 год возросло в полтора раза".

По информации начальника ГУБОП МВД России Н.А.Овчинникова в январе-феврале т.г. в РФ зарегистрировано 51 преступление террористической направленности, еще 34 были предотвращены. Изъято 30 тонн взрывчатых веществ. В 2003 г. в России было зарегистрировано 563 таких преступления, что на 55,8 % больше, чем в 2002 году. 92 % из них совершены в Южном федеральном округе, в том числе на территории Чеченской Республики – 492 случая. Из незаконного оборота в прошлом году было изъято 103 тонны взрывчатых веществ и их компонентов.

В обсуждении приняли участие члены фракции И.В.Баринов, А.Н.Волков, М.И.Гришанков, Г.В.Гудков, А.Г.Завгаев, А.С.Куликов, В.В.Маргелов, В.В.Чайка.

В рекомендациях по итогам слушаний обращено внимание на необходимость создания государственной системы противодействия терроризму, обеспечивающей комплексное решение задач по предупреждению, выявлению, пресечению террористических актов и ликвидации их последствий. Участники слушаний выступили с предложениями к Президенту РФ, Правительству РФ о разработке единого понятийного аппарата, перечня угроз и концепции антитеррористической защиты. В числе приоритетных задач названы разработка ФЦП "Антитеррор" на 2004 - 2007 годы, обеспечение безопасности объектов градостроительства, транспорта и промышленности.

Справочно: на заседании Комитета ГД по безопасности 15 апреля т.г. поддержано совместное предложение Минтранса России и мэра Москвы Ю.М.Лужкова о выделении в этом году дополнительных бюджетных средств для обеспечения безопасности метрополитенов. Речь идет о сумме в 3,5 млрд. рублей, 2,5 млрд. рублей из которых предполагается направить на обеспечение безопасности Московского метрополитена: его техническое оснащение (установка видеокамер, металлоискателей, газовых датчиков-анализаторов и др.), создание особых подразделений, призванных обеспечивать безопасность.

23 марта на расширенном заседании Президиума фракции с участием заместителя Председателя Правительства РФ А.Д.Жукова, Министра финансов РФ А.Л.Кудрина и Министра здравоохранения и социального развития М.Ю.Зурабова обсуждались основные направления реформирования налоговой и пенсионной систем, отнесенные к числу приоритетных направлений законопроектной работы фракции. На заседании отмечалось, что в результате налоговой реформы в 2000-2003 годах удалось добиться снижения ставок основных налогов:

налог на прибыль                                       с 35 %     до  24 %;

налог на добавочную стоимость               с 20 %    до  18 %;

единый социальный налог                         с 39,5 % до  35,6 %;

введена плоская шкала подоходного налога                  13 %.

Вместе с тем социально-экономическая ситуация в стране требует дальнейшего продолжения реформ в данной области.  В частности, снижения налогового бремени на экономику для обеспечения ее более динамичного роста, увеличения числа рабочих мест и заработной платы. В числе ближайших задач - снижение единого социального налога (ЕСН) и, в связи с этим, определение источников компенсаций выпадающих доходов социальных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда медицинского страхования.

Предлагаемые меры для устранения этого дисбаланса изложены в
п. 3 раздела IV. Законодательные инициативы на перспективу.

Цель этой работы - оптимизация расходов бюджетов всех уровней, увеличение размера пенсии до 50 - 60 % от уровня заработной платы (сейчас, как правило, размер трудовой пенсии не превышает 25-30 %). При этом возраст выхода на пенсию остается прежним: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Справочно: в декабре 2003 г. средний размер трудовой пенсии составлял 1774 рубля, или 109,2 % от прожиточного мнения пенсионера. С 1 апреля 2004 г. средний размер трудовой пенсии возрос на 125 рублей, и составил 1915 рублей; по инвалидности - на 90 рублей, и составил 1462 рубля; по случаю потери кормильца - на 75 рублей , и составил 1093 рубля. Размер пенсий инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, увеличился в среднем на 226 рублей, и составил 4213 рублей.

Законопроекты по данной проблеме Правительство РФ планирует обсудить на своем заседании 29 апреля т.г. и в мае т.г. внести в Государственную Думу. В разработке проектов законов совместно с Правительством РФ приняли участие члены рабочей группы, созданной решением Президиума фракции, в составе депутатов Н.В.Бурыкиной, Ю.В.Васильева, А.К.Исаева, Н.Д.Ковалева, О.И.Ковалева, Г.К.Леонтьева, В.М.Резника (руководитель группы), А.М.Макарова, Ю.Г.Медведева , И.Н.Руденского, М.Л.Шаккума, Г.Я.Хора, Т.В.Яковлевой.

II. Основные результаты законопроектной деятельности

(по состоянию на 1.05.2004 г.)

За отчетный период проведено 21 пленарное заседание Государственной Думы, в ходе которых рассмотрено 319 законопроектов. Из них приняты в качестве федеральных законов - 48 (в т.ч. повторно - 1), во втором чтении - 3, в первом чтении – 46. Отклонены и возвращены на доработку - 222 законопроекта.

Результаты рассмотрения приоритетных[1], других наиболее актуальных законопроектов по блокам:

1. Государственное строительство и конституционные

права граждан

19 марта принят в первом чтении и в целом (ЗА - 423) внесенный 19.02.2004 г. Президентом РФ проект ФКЗ № 18860-4 "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (подписан Президентом РФ 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ). Он подготовлен в соответствии с результатами референдумов в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе, на которых приняты решения об образовании единого нового субъекта РФ - Пермского края.

В законе содержатся положения, определяющие основные условия и процедуру образования Пермского края, его наименование, статус и границы, а также положения о прекращении существования с 1 декабря 2005 г. Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа как субъектов РФ и действии переходного периода образования Пермского края.

Формирование законодательного (представительного) органа государственной власти Пермского края и органов исполнительной власти Пермского края должно быть завершено не позднее 31 января 2007 года. Первые выборы губернатора Пермского края будут проведены по истечении срока полномочий губернатора Пермской области и главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа в первое воскресенье декабря 2005 года. Первый губернатор Пермского края избирается сроком на пять лет. Выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края проводятся по истечении срока полномочий Законодательного Собрания Пермской области и Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа в декабре 2006 года. Депутаты Законодательного Собрания Пермского края первого созыва избираются сроком на пять лет.

15 апреля в связи с актуальностью проблемы укрупнения российских регионов прошли парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению процедуры образования в составе РФ новых субъектов в соответствии с ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". В рекомендациях по итогам слушаний подчеркнуто, что ФКЗ о создании Пермского края фактически является модельным правовым актом для всех последующих слияний регионов.

В развитие обсуждения объективных процессов интеграции и объединения ряда субъектов РФ Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель фракции "Единая Россия" Б.В.Грызлов сообщил, что в ближайшее время в Государственной Думе приступят к разработке проекта ФКЗ "Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа". Он подчеркнул, что объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа носит экспериментальный характер, в дальнейшем укрупнение российских регионов будет ускорено.

31 марта принят в первом чтении (ЗА - 294) внесенный 18.04.2003 г. Правительством РФ законопроект № 320661-3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Необходимость его принятия обусловлена отсутствием законодательной базы по урегулированию отношений, возникающих при организации и проведении публичных мероприятий. В настоящее время вопросы их организации регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" в части, не противоречащей Конституции РФ, а также отдельными указами Президента РФ.

Проект ФЗ определяет порядок организации и проведения публичных мероприятий, раскрывает правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с их организаторами и участниками, вопросы обеспечения общественной безопасности при проведении подобных акций. Устанавливается единый уведомительный характер их проведения.

Отдельные положения законопроекта вызвали широкий общественный резонанс, в связи с чем Президиум фракции 19 апреля т.г. принял решение о продлении срока представления поправок до 30 апреля т.г.

Как отметил Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель фракции "Единая Россия" Б.В.Грызлов: "Принята только концепция правового акта, и ко второму чтению в законопроект будут внесены существенные изменения, которые расширят права граждан на участие в такого рода мероприятиях". Он подчеркнул, что "принципиальной нормой проекта ФЗ является положение о проведении публичных акций с уведомления, а не с разрешения". Что касается положения, вызвавшего наибольшие споры (запрет на проведение демонстраций, митингов и пикетов у зданий администраций органов власти как в центре, так и на региональном уровне), то уже на следующий день после обсуждения проекта закона член фракции П.В.Крашенинников внес поправку об исключении их из перечня.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем заключении от 22 апреля т.г. поддержал концепцию данного законопроекта и в целях создания гарантий соответствующих конституционных прав граждан РФ внес ряд поправок. В частности, граждане, достигшие возраста 16 лет, смогут выступать организаторами не только собраний, но и митингов, уведомление органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о проведении пикетирования нужно будет подавать за три дня до даты его проведения (в тексте первого чтения - не позднее 10 дней). Предлагается исключить положение о предельном сроке гражданского несогласия - вместо "пяти дней подряд" оно может стать бессрочным.

Конкретизированы места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. К ним будут отнесены только территории, непосредственно прилегающие к опасным и вредным производственным объектам, пограничная зона, железнодорожные магистрали и путепроводы, полосы отвода нефте-, газопроводов, высоковольтных ЛЭП. Эта норма также затронет территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, зданиям судов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

31 марта принят в целом (ЗА - 302) внесенный 17.03.2004 г. членами фракции В.М.Асеевым, З.А.Багишаевым, О.И.Ковалевым, В.В.Рязанским, В.Х.Камалетдиновым законопроект № 28972-4 "О внесении изменений в статьи 37 и 39 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ"(подписан Президентом РФ 22.04.2004 г. № 21-ФЗ). Он направлен на разграничение правового статуса помощников членов СФ и депутатов ГД, работающих по трудовому договору, и помощников, работающих на общественных началах. В удостоверения последних будет вноситься запись об их работе на общественных началах.

Необходимо отметить, что член СФ, депутат ГД вправе иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору (контракту), и до сорока помощников, работающих на общественных началах.

Помощники, работающие по контракту, являются федеральными государственными служащими категории "Б" с соответствующими правами и обязанностями. Помощники на общественных началах, общая численность которых может составлять до 25 тыс. человек, не относятся к категории государственных служащих и, следовательно, на них не должны распространяться льготы и права, предусмотренные федеральным законодательством о государственной службе.

Однако, отсутствие различий в документах этих категорий помощников фактически уравнивало их в правах, зачастую приводя к злоупотреблениям со стороны помощников на общественных началах, вплоть до приобретения удостоверений за деньги, поощряло безнаказанность со стороны отдельных из них.

2 апреля принят во втором чтении (ЗА - 354) законопроект № 369418-3 "О государственной гражданской службе Российской Федерации", внесенный 23.09.2003 г. Президентом РФ. Он направлен на регулирование правовых, организационных и экономических основ государственной гражданской службы РФ (далее - гражданская служба), как одного из видов государственной службы РФ. Устанавливается, что гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Должности гражданских служащих предлагается классифицировать, как и ранее, по категориям и группам (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие), однако, вместо применяемых сейчас трех категорий: "А", "Б", "В", - вводятся четыре категории должностей: "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты".

Квалификационные разряды, применяемые в действующем законодательстве, будут заменены классными чинами государственной гражданской службы: действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса, государственный советник РФ 1, 2 и 3 класса, советник гражданской службы 1, 2 и 3 класса, референт гражданской службы 1, 2 и 3 класса и секретарь гражданской службы 1, 2 и 3 класса.

При поступлении на службу с гражданином заключается служебный контракт, а не трудовой договор, как было ранее. При этом для большинства кандидатов сохраняется требование о прохождении испытания в целях их проверки соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Вводится понятие "должностной регламент гражданского служащего". Им будут определяться должностные обязанности, права и другие характеристики служебной деятельности гражданского служащего.

Также предлагается определить единые основные условия оплаты труда гражданских служащих, соотносимые с условиями оплаты труда государственных служащих других видов государственной службы. Порядок начисления денежных средств не претерпел серьезных изменений, вместе с тем в оплате труда гражданских служащих возрастет ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за выслугу лет на гражданской службе - до 70 % (сейчас - до 30%), существенно увеличится доля средств на стимулирование результативной работы (различного вида премии). Впервые предусматривается возможность установления по отдельным должностям гражданской службы особых условий оплаты труда, отличных от общих условий такой оплаты. В частности, становится возможным дифференцировать оплату труда гражданского служащего в зависимости от показателей эффективности и результативности его служебной деятельности, ориентированных на конечный результат и зафиксированных в срочном служебном контракте.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность и качество работы государственных органов, результативность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, обеспечить взаимосвязь гражданской службы с другими видами государственной службы - военной, правоохранительной, а также с муниципальной службой.

16 апреля принят в первом чтении (ЗА - 379) внесенный 5.02.2004 г. членами фракции П.В.Крашенинниковым, В.Н.Плигиным законопроект № 13532-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Он направлен на дальнейшее совершенствование Уголовного кодекса, устранение выявленных противоречий и несоответствий.

В частности, в развитие Федерального закона № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенного Президентом РФ и принятого 8 декабря 2003 года, предлагается снизить верхний предел наказания в виде лишения свободы с 6 до 2-х лет за «Причинение имущественного ущерба путем обмана злоупотребления доверием» (ст. 165), расширить возможность применения штрафных санкций за «Преднамеренное банкротство» (ст.196) - «от 100 тыс. рублей до 800 тыс. рублей», за «Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения» (ст. 215.2) до «80 тыс. рублей» и др.

21 апреля принят во втором чтении (ЗА - 373) внесенный 27.12.2001 г. членами фракции В.Я.Комиссаровым, И.Д.Кобзоном, Ю.Н.Родионовым, законопроект № 166704-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Внесение изменений в базовый закон обусловлено приведением правового акта в соответствие с Конституцией РФ и другими законодательными актами, принятыми после 1993 года. Необходимость уточнения отдельных его положений назрела и в связи с международными соглашениями, и прежде всего положениями Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашением ТРИПС), а также предполагаемым вступлением России в ВТО.

Проект закона направлен на повышение уровня охраны прав отечественных авторов и правообладателей. В частности, им предусматривается, что автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения, либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав, либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Кроме этого, в соответствии с Соглашением ТРИПС предусматривается увеличение срока действия авторского права до 70 лет (действующая норма - до 50 лет), что объясняется необходимостью обеспечения дополнительной охраны произведений российских авторов за рубежом.

2. Экономическая политика

4 февраля принят в первом чтении (ЗА-355) внесенный 5.08.2003 г. Правительством РФ законопроект № 358797-3 "О переводе земель из одной категории в другую". Он подготовлен в целях реализации положений Земельного кодекса о необходимости принятия специального закона в этой области и направлен на урегулирование правоотношений, возникающих при изменении целевого назначения земель. Устанавливается достаточно жесткий механизм перевода земель с целью противодействия злоупотреблениям со стороны должностных лиц органов государственного и местного управления в этой сфере (необоснованное сокращение сельскохозяйственных угодий, хаотичная застройка, нерациональное использование земель и др.).

Он предусматривает: обращение собственника земельного участка или арендатора (с согласия собственника) с ходатайством в соответствующие органы исполнительной власти (например, для сельскохозяйственных участков - региональные власти, для иных видов - муниципальные, по государственным землям - федеральные или региональные органы государственного управления). Важно, что к ходатайству должна прилагаться не только землеустроительная и градостроительная документация, заключения экологической и других служб, но и расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного или лесного хозяйства от изменения целевого назначения. По данным обращениям органы исполнительной власти регионов или городов должны принять решение в течение одного месяца, федеральное правительство - в течение двух месяцев.

Наиболее сложная процедура предусмотрена для перевода в другую категорию сельскохозяйственных земель. Это можно сделать только в случае, если сельскохозяйственный участок нельзя использовать в соответствии с ранее установленным целевым назначением или если он попадет в зону экологической или техногенной катастрофы, или на этом участке должны быть размещены объекты государственного или муниципального значения при отсутствии выбора, а также в случае изменения границы поселений. Изменить целевое назначение сельскохозяйственного участка возможно и для выполнения международных обязательств государства.

3. Социальная политика

2 апреля принят в третьем чтении (ЗА - 368) внесенный 29.09.2003 г. Правительством РФ законопроект № 371345-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 5 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (подписан Президентом РФ 26.04.2004 г.). Он разработан в связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П, в котором отдельные нормы и положения указанных законодательных актов были признаны не соответствующими Конституции РФ. Закон предусматривает, что выплаты указанной категории граждан будут ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Упраздняется ограничение максимального размера выплат (10 000 рублей) и устанавливается правовое основание для сохранения размеров ранее назначенных сумм в возмещение им вреда, в том числе и лицам, получающим свыше 10 000 рублей в месяц. При этом, если размер компенсации не достигает ранее назначенной суммы, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в прежнем объеме, который не должен превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год (на 2004 год - 30 тыс. рублей).

Реализация закона повлечет расходы из средств федерального бюджета на сумму 260 млн. рублей в год.

14 апреля принят в первом чтении и в целом (ЗА - 436) внесенный 9.03.2004 г. Президентом РФ законопроект № 24905-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ветеранах".

Он распространяет статус участника Великой Отечественной войны на граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", но не имеющих документального подтверждения своего участия в трудовой деятельности в период блокады Ленинграда, с учетом того, что факт награждения гражданина медалью "За оборону Ленинграда" сам по себе является свидетельством его вклада в защиту города. В этой связи на более чем 16,6 тыс. граждан будут распространены в полном объеме права и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.

Справочно: в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период блокады, с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г., и награжденные медалью "За оборону Ленинграда". Иными словами, статус участника Великой Отечественной войны указанным гражданам устанавливается при наличии двух оснований - работы в названный период и факта награждения. В период блокады значительное число граждан привлекалось к возведению оборонительных сооружений, расчистке завалов, а также к иным видам работ в интересах фронта. При этом привлечение граждан к работам чаще всего в установленном порядке не оформлялось, вследствие чего многие из тружеников блокадного Ленинграда, будучи награжденными медалью "За оборону Ленинграда", не могут документально подтвердить свое участие в трудовой деятельности в указанный период.

Одновременно федеральным законом предусматривается отнести к участникам войны лиц, которые в несовершеннолетнем возрасте стали инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Став инвалидами вследствие военных травм, большинство этих граждан не смогли заработать достаточную трудовую пенсию. Более 8,6 тыс. таких граждан будет предоставлено право на получение двух пенсий: трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности (от 150 до 250 % базовой части трудовой пенсии по старости).

Реализация вышеперечисленных положений позволит улучшить материальное положение более 25 тыс. человек, одновременно повлечет расходы из средств федерального бюджета на сумму 525,6 млн. рублей в год.

4. Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство

23 апреля принят в целом (ЗА - 395) внесенный 14.04.2004 г. Правительством РФ законопроект № 41535-4 «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (одобрен СФ 28.04.2004 г.). Он подготовлен с участием рабочей группы депутатов фракции «Единая Россия» (руководитель группы В.М. Резник) и направлен на увеличение рентной составляющей при налогообложении добычи нефти. Цель закона - обеспечить дополнительное изъятие в федеральный бюджет доходов от продажи нефти, обусловленных высокими мировыми ценами на нее (в настоящее время около 30 долл. США за 1 баррель (159 литров) для нефти марки Urals).

Предусматривается: с 1 августа т.г. изменить действующую шкалу экспортной пошлины на нефть, введя в нее дополнительный интервал при цене нефти от 20 до 25 долл. США за баррель со ставкой в размере 45 % и установить при цене нефти свыше 25 долл. США за баррель ставку экспортной пошлины в размере 65 %; с 1 января 2005 г. увеличить ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 347 до 400 руб. за тонну нефти.

Данные меры обеспечат федеральному бюджету дополнительные доходы в размере 0,9 – 1,0 млрд. долл. США при цене на нефть 24 долл. или около 2,0 млрд. долл. США при цене 27 долл. за баррель. При этом примерно две трети дополнительных доходов бюджета при высоком уровне цен на нефть будут приходиться на экспортные пошлины и одна треть - на увеличение НДПИ.

В отношении принятого закона Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель фракции "Единая Россия" Б.В.Грызлов отметил, что у данной меры есть четкий экономический и социальный смысл, главный аспект которого заключается в "выравнивании рентабельности нефтяной отрасли по сравнению со средней рентабельностью промышленности, а также снятии с отрасли конъюнктурной, "нерабочей" части получаемых прибылей". Что же касается социального аспекта, то он заключается в "реализации принципа, по которому доходы от разработки природных ресурсов страны должны доставаться всем ее гражданам". Он подчеркнул, что это положение является одним из пунктов предвыборной программы партии "Единая Россия".

28 апреля принят в третьем чтении (ЗА - 425) внесенный 26.08.2003 г. Правительством РФ законопроект № 362802-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ". Он направлен на уточнение всех составляющих действующего закона в связи с произошедшими изменениями в налоговом законодательстве, структуре федеральных органов исполнительной власти, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.

В качестве примера таких уточнений:

в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено взимание платежей за загрязнение окружающей природной среды, как платежей неналогового характера. В связи с этим из подгруппы налоговых платежей исключена статья 1050600 «Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов», а подгруппа неналоговых доходов дополнена статьей 2015600 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду»;

из ведомственной классификации расходов федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» исключены главы 191 «Федеральная пограничная служба РФ» и 201 «Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ» в связи с упразднением названных ведомств.

5. Оборона и безопасность

26 марта принят во втором и третьем (ЗА - 416) чтениях внесенный 22.11.2003 г. Президентом РФ законопроект № 395392-3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (одобрен СФ 14.04.2004 г.). Он направлен на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, совершенствование механизмов их материального обеспечения и стимулирования. Финансирование предусмотренных законом мероприятий будет осуществляться за счет средств, выделяемых для реализации ФЦП "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы.

Ключевыми положениями правового акта являются:

законодательное закрепление испытания при поступлении на военную службу по контракту на должности до старшины включительно. Оно устанавливается сроком на три месяца в целях проверки соответствия военнослужащих требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов РФ, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. При этом военнослужащему до окончания срока испытания очередное воинское звание не присваивается. В случае неудовлетворительного результата испытания по решению командира воинской части военнослужащий может быть уволен с военной службы;

право внеконкурсного поступления в гражданские образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет более трех лет;

введение дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, а также выплата денежной компенсации взамен предоставления права на бесплатный проезд к месту проведения основного отпуска и обратно.

2 апреля принят в первом чтении (ЗА - 367) законопроект № 397049-3 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в статью 108 Жилищного кодекса РСФСР", внесенный 26.11.2003 г. Правительством РФ. Он направлен на принятие первоочередных мер по устранению проблем комплектования соединений и воинских частей постоянной боевой готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

Вносимые в ФЗ "О статусе военнослужащих" изменения повышают материальную ответственность военнослужащих при досрочном увольнении их с военной службы по негативным основаниям. При этом порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом будет определяется Правительством РФ (ранее Правительство РФ определяло только нормы и сроки носки). Поправки в Жилищный кодекс РСФСР направлены на сохранение, начиная с 1 января 2004 года, за федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, служебных жилых помещений. Реализация этой нормы позволит улучшить обеспеченность жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

14 апреля принят во втором и третьем чтениях (ЗА - 416) внесенный 31.05.2003 г. Законодательным Собранием Кировской области законопроект336462-3 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", который устраняет противоречие между базовым законом, предусматривающим зачисление 50 % штрафных средств в фонды пожарной безопасности, и КоАП, в соответствии с которым суммы административного штрафа в полном объеме направляются в бюджет (в настоящее время фонды пожарной безопасности имеются только в Москве и закрытых административных образованиях). В соответствии с федеральным законом 50 % указанных средств будут перечисляться в федеральный бюджет (действующая норма), а 50 % - в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления.

6. Ратификация международных договоров

20 апреля по достигнутой договоренности парламентов России и Украины Государственная Дума и Верховная Рада одновременно ратифицировали три международных договора (подписаны Президентом РФ 22.04.2004 г.):

Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЗА – 408), внесенное 13.02.2004 г. Президентом РФ.

Из истории вопроса: более 10 лет страны - члены СНГ принимают меры к совместному решению общих для них проблем, в первую очередь в сфере экономики. Однако практические результаты этих усилий остаются незначительными. Так, доля взаимных поставок 12 государств СНГ, которая в 1991 году составляла более 70 % их экспорта, сократилась до 40 %. В товарной структуре взаимного экспорта преобладают минеральное сырье, черные и цветные металлы, продукция химической, нефтехимической и пищевой промышленности. Около половины экспорта России в эти страны занимают минеральные ресурсы (газ, нефть, каменный уголь и др.), а экспорт машин и оборудования – около 13 %. Главная причина этого состоит в отсутствии четкой обоснованной концепции, единого подхода и программы действий по развитию процессов интеграции на постсоветском пространстве.

В этих условиях Россия предприняла в 2003 году попытку инициировать новый интеграционный проект – «Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украины» (ЕЭП). Конечная цель нового проекта – учреждение Организации региональной интеграции. Президенты четырех стран – России, Беларуси, Казахстана и Украины подписали 19 сентября 2003 года в Ялте соответствующее Соглашение, разработанное полномочными делегациями республик.

Международный договор предусматривает формирование единого экономического пространства, объединяющего таможенные территории данных государств, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. При подписании Соглашения Украина сделала оговорку о том, что «Украина будет принимать участие в формировании Единого экономического пространства в пределах, соответствующих Конституции Украины», по мнению ответственного комитета, данная оговорка не меняет текст соглашения. Она лишь изменяет режим применения договора в отношении Украины.

План мер по реализации ЕЭП может быть согласован до конца этого года, после чего внесен на обсуждение в парламенты государств-участников.

Прогнозируется, что уже в ближайшие годы российский экспорт машиностроительной продукции в страны «четверки» может возрасти в 1,5 раза, а импорт из этих стран - в 2,3 раза;

Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (ЗА - 311) внесенный 13.02.2004 г. Президентом РФ. Он подписан в г. Керчи 24 декабря 2003 г. в целях создания основы для последующей выработки взаимоприемлемых документов по всем аспектам правового статуса Азово-Керченской акватории и совместной деятельности в ней России и Украины. Им предусматривается:

закрепление за Азово-Керченской акваторией исторически сложившегося статуса внутренних вод двух государств и признание необходимости сохранения акватории, как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах как России, так и Украины;

свободу судоходства в Азовском море и Керченском проливе для торговых судов и военных кораблей обоих государств;

запрещение захода в Азовское море и Керченский пролив без обоюдного согласия России и Украины военных кораблей третьих стран.

Международный договор зафиксировал положение об урегулировании всех вопросов, относящихся к акватории, на основе соглашения между сторонами, что ограничивает возможность односторонних действий со стороны Украины, в том числе по вопросу установления границы;

Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе (ЗА - 310), внесенный 13.02.2004 г. Президентом РФ.

Он подписан в г. Киеве 28 января 2003 г. и является базовым документом, определяющим линию прохождения российско-украинской государственной границы, которая обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями. За основу была принята существовавшая административная граница между РСФСР и УССР. Кроме этого, международный договор определяет правовые основы прохождения российско-украинской государственной границы. В частности, им раскрывается значение термина "российско-украинская государственная граница" на ее сухопутном участке (включая реки и озера), закрепляются принципы неизменности государственной границы независимо от любых естественных изменений на местности, а также принципы урегулирования вопросов, относящихся к смежным морским пространствам в Азовском море и Керченском проливе, как внутренних вод двух государств. Устанавливается, что статус этих смежных морских пространств регулируется отдельным соглашением.

В период голосования депутаты от фракций КПРФ и «Родина» покинули зал заседаний, протестуя против проведения границы по акватории Азовского моря. Подобное отношение к договору продемонстрировали депутаты Верховной Рады из блока В.Ющенко «Наша Украина», Социалистической партии и блока Ю.Тимошенко, которые проголосовали против всех перечисленных договоров с Украиной.

III. Постановления, обращения, парламентские запросы

14 марта по инициативе депутатов - членов фракции, входящих в состав Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Государственная Дума направила парламентский запрос Председателю Правительства РФ "О мерах по сдерживанию роста цен на продукцию черной металлургии". В запросе отмечается, что в течение двух последних лет рост цен на продукцию черной металлургии превысил в два и более раза средний рост цен на промышленную продукцию. Только в I квартале т.г. цена на отдельные виды этой продукции (литейный чугун, трубную заготовку, стальной лист и стальной прокат) увеличилась более чем на 30 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Российскими производителями объявлено о дальнейшем повышении на 15-20 % цен на продукцию черной металлургии во втором квартале 2004 года.Такая тенденция обуславливает рост цен на продукцию смежных отраслей промышленности - трубной, машиностроения, в том числе автомобилестроения, оборонного промышленного комплекса, строительства, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве. В ближайшей перспективе это может привести к снижению производства, сокращению числа рабочих мест, росту социальной напряженности в регионах.Правительству РФ предлагается изучить ситуацию в отрасли и принять меры по соблюдению предприятиями и организациями металлургического комплекса требований законодательства РФ о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на рынке черных металлов в целях обеспечения баланса интересов потребителей и производителей данной продукции, а также информировать Государственную Думу о результатах рассмотрения указанных вопросов.

20 апреля по инициативе Президиума фракции образована Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания РФ по противодействию коррупции в составе 15 депутатов Государственной Думы (от фракции "Единая Россия" - М.И.Гришанков - председатель, В.В.Дятленко - заместитель председателя, С.В.Антуфьев, И.В.Баринов, А.Г.Баскаев, В.Н.Богомолов, А.Н.Волков, А.С.Куликов, В.А.Стальмахов, А.Е.Хинштейн), одновременно утверждено Положение о ней.

Создание Комиссии обусловлено необходимостью совершенствования законодательства в области противодействия коррупции. В сферу ее деятельности входят изучение, анализ и выявление положений в законодательстве, способствующих возникновению и распространению коррупции, разработка мер законодательного характера по предотвращению этих явлений, а также принятие в пределах своих полномочий мер, направленных на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Как подчеркнул в своем первом интервью в должности председателя Комиссии М.И.Гришанков, главная задача – «это законодательными методами стремиться упразднить причины, которые создают почву для коррупции. Комиссия является элементом общественного, парламентского контроля и подменять правоохранительные органы мы не будем».

21 апреля по инициативе членов фракции С.В.Антуфьева, М.И.Аушева, Г.Г.Голикова, А.А.Кокошина, В.Н.Богомолова, К.И.Косачева и Л.К.Слиска принято Обращение Государственной Думы "К Верховному Совету Украины" в связи с ратификацией 20.04.2004 г. международных соглашений в области формирования единого экономического пространства, определения линии прохождения российско-украинской государственной границы, сотрудничества в использовании Азовского моря и Керченского пролива, которые существенно расширяют договорно-правовую базу российско-украинских отношений.

В Обращении выражена озабоченность тенденциями к международно-правовому оформлению присутствия вооруженных сил НАТО на территории Украины, которая ратифицировала соответствующий меморандум. Отмечено, что "…этот ничем не оправданный с военно-политической точки зрения шаг украинской стороны не соответствует интересам обеспечения безопасности и стабильности в регионе".

В Обращении также указывается на попытки административного вытеснения или запрещения русского языка на Украине, игнорирования традиции украинско-русского двуязычия в стране. Подтверждением этому является принятое 14.04.2004 г. решение Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Украины, рекомендующее всем национальным и межрегиональным теле- и радиокомпаниям вести вещание только на украинском языке.

Вместе с тем, последовательно выступая за системное и динамичное сближение России и Украины, депутаты ГД будут всемерно содействовать процессам сближения государств, рассчитывая на ответные позитивные меры Верховной Рады Украины.

IV. Законодательные инициативы на перспективу

1. Правительство РФ совместно с депутатами ГД завершило подготовку пакета нормативных правовых актов по формированию рынка доступного жилья в РФ. Их принятие отнесено к числу приоритетных задач фракции.

16 апреля т.г. итоги совместной работы были рассмотрены на заседании Генерального Совета партии "Единая Россия" с участием заместителя Председателя Правительства РФ А.Д.Жукова, помощника Президента РФ И.И.Шувалова, Министра промышленности и энергетики РФ В.Б.Христенко. На заседании отмечалось, что стратегической целью изменений в законодательстве является создание правовых условий для формирования рынка качественного и доступного жилья, а также механизмов участия государства в поддержке его развития и функционирования.

Учитывая, что решение этой задачи требует комплексного и всестороннего рассмотрения, по инициативе членов фракции 20 апреля т.г. в Государственной Думе были проведены парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении рынка доступного жилья". В их рекомендациях подчеркивается, что формирование рынка доступного жилья является одним из приоритетов государственной политики на ближайшие годы, в этой связи необходимо обеспечить принятие пакета в первом чтении не позднее 15 июня т.г., а во втором и в третьем чтениях - в сроки, обеспечивающие возможность его вступления в силу с 1 января 2005 года.

По информации члена фракции Г.В.Бооса, пакет, включающий 27 законопроектов, можно разделить на пять основных блоков:

первый - проект нового Жилищного кодекса. В соответствии с Конституцией РФ, в нем установлен порядок обеспечения жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий через бесплатное предоставление таким гражданам жилья по договору социального найма. Для всех остальных граждан в проекте Жилищного кодекса предусмотрена возможность получения жилья в собственность или по договору коммерческого найма. Кроме этого, в законопроекте урегулированы основы управления многоквартирными жилыми домами, оплаты жилья и коммунальных услуг, пользования жилыми помещениями;

второй - направлен на развитие различных форм жилищного финансирования, а также на создание условий для привлечения в жилищный сектор кредитных ресурсов. В этот блок, в частности, входят законопроекты: "О кредитных историях", который обеспечивает систему раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед коммерческими банками, "О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан", а также поправки в некоторые законодательные акты РФ в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья. К этому же блоку относятся поправки в действующее жилищное законодательство, предполагающие отмену необоснованного вмешательства органов опеки и попечительства при отчуждении жилого помещения, дополнения в закон "Об организации страхового дела в РФ", которые направлены на создание системы страхования кредитных рисков при ипотечном жилищном кредитовании;

третий - направлен на стимулирование предложения на рынке жилья через создание условий по улучшению жилищного строительства. В этот пакет, в частности, входят проект нового Градостроительного кодекса РФ, упрощающий доступ к земельным участкам и усиливающий ответственность в строительстве, законопроекты "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания", "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", которые направлены на создание условий для привлечения инвестиционных средств в коммунальный комплекс, а также предусматривают сохранение за муниципальными органами власти контроля за предоставление населению коммунальных услуг;

четвертый -  направлен на снижение затрат при совершении сделок с недвижимостью и на усиление гарантий прав на недвижимость, в том числе жилую. В него входят поправки в Гражданский кодекс РФ, предусматривающие отмену обязательного нотариального удостоверения договора об ипотеке;

пятый - направлен на совершенствование налогового законодательства. В него входят законопроекты, предусматривающие отнесение к операциям, не подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость, операций по реализации жилых помещений и земельных участков, а также законопроекты, снижающие до 6% на переходный период (до 2007 года) ставки налога на прибыль и подоходного налога на доходы инвесторов от ипотечных ценных бумаг, а также ставки налога на прибыль от инвестиций в муниципальные ценные бумаги, эмитированные на срок не менее трех лет. Помимо названных сюда же войдут законопроекты, способствующие созданию более привлекательных условий для получения имущественного налогового вычета по подоходному налогу налогоплательщиками - физическими лицами, приобретающими или реализующими жилье.

Предполагается, что принятие указанного пакета законопроектов позволит перейти к социально-ориентированной жилищной политике, которая будет содействовать гражданам в покупке и строительстве жилья, а строительным компаниям - в увеличении предложения жилья. При этом, для малоимущих граждан, которые не смогут самостоятельно приобретать жилье, будет предусмотрена возможность бесплатного получения социального жилья.

Ожидается, что после принятия данных законопроектов через 10 лет объем жилищного строительства в РФ увеличится до 136 - 146 млн. м2 в год (в настоящее время спрос на жилье составляет около 150 млн. м2 в год).

Справочно:

за последние годы в России произошло существенное снижение объемов жилищного строительства: в 1980 - 1990 годах строилось ежегодно порядка 60 млн. м2 жилья, в 2001 году общий объем строительства составил 31 млн. м2, в 2002 году  - 33,7 млн. м2, в 2003 году – 36,3 млн. м2;

более 25 млн. человек проживают в ветхом или аварийном жилье, 5 млн. человек – в строениях, подлежащих сносу. Около 40 млн. человек – в неблагоустроенных квартирах. В целом же в улучшении жилищных условий в той или иной мере нуждаются 60 % семей;

гражданами РФ приватизировано 68 % квартир, т.е. они могут быть использованы в качестве залога для приобретения жилья в рамках ипотеки. Однако улучшить жилищные условия за счет кредита, взятого под залог недвижимости, могут только 10 % россиян.

2. В рамках обеспечения государственной поддержки развития ипотечного кредитования Президентом РФ 23 марта т.г. было проведено совещание с руководством Минэкономразвития России, Минобороны России и Минфина России, на котором В.В.Путин отметил, что в стране сложилась парадоксальная ситуация в отношении обеспечения жильем военнослужащих: "Те, кто больше всего государству отдают, сознательно идут служить и готовы отдать за государство жизнь, - меньше всего получают от этого государства".

Отмечалось, что в настоящее время количество бесквартирных семей военнослужащих составляет 136 тысяч, в том числе не обеспеченных постоянным жильем - 91 тысяча, служебным жильем - 45 тысяч. Кроме того, 28 тысячам семей военнослужащих требуется улучшение жилищных условий. Таким образом, общее количество нуждающихся в жилье превышает 164 тысячи семей (каждая третья семья).

Было предложено несколько параллельных путей решения данной проблемы:

а) создание служебного жилого фонда для находящихся на действительной военной службе офицеров (требуется 480 тысяч квартир);

б) продолжение программы государственных жилищных сертификатов для увольняющихся в запас офицеров (только в 2003 г. по этой программе приобрели жилье 25 тысяч офицерских семей);

в) переход с 1 января 2005 г. к новой накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих с учетом рыночных условий развития экономики страны.

По итогам совещания Президент РФ поручил Минэкономразвитию России, Минобороны России и Минфину России подготовить проект ФЗ "Об ипотечно-накопительной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а Правительству РФ в мае т.г. внести его на рассмотрение Государственной Думы.

В настоящее время законопроект дорабатывается, 27 апреля т.г. он обсужден на собраниях внутрифракционных групп.

Им предусматривается, что участниками данной системы станут прежде всего молодые офицеры, окончившие военные образовательные учреждения и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера после 1 января 2005 г., а также офицеры, призванные из запаса и заключившие первый контракт о прохождении службы. Кроме того, участниками данной системы станут прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет службы, а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт.

Им будут ежегодно перечисляться на именные накопительные счета средства из федерального бюджета на приобретение постоянного жилья, размер которых определяется Правительством РФ (ориентировочно 30 -37 тыс. рублей). Сумма, накопленная за 20 лет службы и более, позволит каждому из данной категории военнослужащих получить жилье в собственность.

Главная особенность программы заключается в том, что уже через
3 года каждый участник будет иметь право на заключение договора о предоставлении целевой жилищной ссуды по ипотечному кредиту и приобрести жилье. Погашение ипотечного кредита (заема) будет осуществляться за счет начислений на именной накопительный счет участника из средств федерального бюджета.

Планируется, что новая система начнет действовать с 1 января 2005 г. во всех министерствах и ведомствах, где предусмотрена военная служба. И в следующем году на реализацию этой программы потребуется около 2,4 млрд. рублей.

 

3. Планируемые меры по модернизации пенсионной системы в РФ.

В числе первоочередных мер по решению поставленной Президентом Российской Федерации стратегической задачи на преодоление бедности[2] должен стать рост экономики с соответствующим повышением зарплат работников. В качестве важнейшей меры реализации этой задачи является снижение размера единого социального налога (ЕСН) на организации всех форм собственности.

Соответствующий законопроект ("О внесении изменений в статью 241 Налогового кодекса РФ") был внесен депутатами А.Д.Жуковым (в настоящее время заместитель Председателя Правительства РФ), В.М.Резником, В.А.Пехтиным, В.В.Володиным, А.Г.Аксаковым, В.В.Гальченко, Г.В.Боосом, В.Б.Шубой, М.Л.Шаккумом и принят в первом чтении 06.06.2003 г., в настоящее время он готовится ко 2-му чтению.

Предложения Правительства РФ ко второму чтению: с 2005 года для большинства организаций ставку ЕСН снизить с 35,6% до 26% .[3]

Реализация этой меры позволит дополнительно высвободить для экономики, в том числе на повышение заработной платы и другие социальные нужды предприятий, до 280 млрд. рублей в год.

Предлагаются следующие ставки ЕСН

Размер ставки

Годовой фонд зарплаты работника

26%

до 300 тыс. руб.

10%

от 300 тыс. рублей до 600 тыс. руб.

2%

свыше 600 тыс. рублей

 

Снижение реальной эффективной ставки ЕСН составит более 5%
(с 29,43 % в 2004 г. до 24,15 % в 2005 г.), а регрессионная шкала выплат призвана стимулировать уплату ЕСН, вывод из тени реального фонда оплаты труда в организациях. Вместе с тем, при реализации данной меры не должны пострадать бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда медицинского страхования, которые формируются за счет ЕСН.

Выпадающие доходы этих фондов (280 млрд. руб.) предлагается компенсировать за счет следующих мер:

1. Увеличение налоговой нагрузки на сырьевые сектора экономики, прежде всего на нефтяную отрасль (увеличение экспортных пошлин и НДПИ). Соответствующий федеральный закон принят 23 апреля т.г. (см. раздел 4. Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство).

2. Дальнейшая модернизации пенсионной системы за счет:

реформирования накопительного страхования;

замены ряда льгот ветеранам адекватной прибавкой к пенсиям на добровольной основе;

создания профессиональных пенсионных систем в отраслях с неблагоприятными условиями труда за счет уплаты работодателем дополнительных обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд, либо в уполномоченный негосударственный пенсионный фонд (законопроект "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" внесен Правительством РФ и принят ГД в первом чтении 26.06.2002 г., в настоящее время он готовится ко второму чтению).

Решение о разработке законопроекта по дополнительному пенсионному страхованию было принято в марте т.г. на совместной коллегии Минфина России и Минэкономразвития России, в работе которой участвовал Президент РФ В.В.Путин.

21 апреля т.г. концепция изменений пенсионной системы, связанных с введением дополнительного пенсионного страхования, была рассмотрена и в целом одобрена на заседании Правительства РФ (законопроект "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с введением дополнительного пенсионного страхования"). В настоящее время проект ФЗ по поручению заместителя Председателя Правительства РФ А.Д.Жукова дорабатывается в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, в т.ч. с учетом предложений объединений профсоюзов и работодателей.

Суть предложений по модернизации накопительной части пенсий

Цель. Обеспечить рост пенсии до уровня не менее 50%[4] от заработной платы (сегодня этот показатель в России составляет 25-30%) и компенсировать потери Пенсионного фонда РФ от планируемого снижения ЕСН (до 102 млрд. рублей в год, - что в 1,5 раза больше суммы, которую фонд ежемесячно тратит на выплаты пенсий).

Предлагаемые меры - участие граждан в дополнительном добровольном пенсионном страховании.

Механизм. Государство будет перечислять на лицевые счета граждан в Пенсионном фонде до двух тысяч рублей в год в том случае, если застрахованные лица будут делать добровольные отчисления на накопительную часть пенсии.

ТаблицуФормирование размера будущей пенсии вы можете просмотреть в файле январь_апрель2004ЗР.rar

Пояснения к таблице

·                   Для граждан старше 1967 г.р.

4%, которые должны были идти на формирование накопительной части пенсии, будут зачисляться на страховую часть пенсии.

Эти граждане с точки зрения будущих пенсионных обязательств не проиграют, т.к. страховая часть пенсии ежегодно индексируется в соответствии с темпами роста зарплаты в стране; в настоящее время темп роста заработной платы опережает рост инвестиционного дохода накопительной части пенсии.

Справочно: за прошедшие два года средства на пенсионных счетах граждан индексировались: в 2002 году - на 30,6 %, в 2003 году - на 17,7 %; в то же время в негосударственные управляющие капании перевели свои накопления только около 700 тысяч граждан от общего числа участников накопительной системы.

·                   Для граждан моложе 1967 г.р.

цель - стимулировать молодежь к росту их будущей пенсии, для этого государство гарантирует добровольцам повышение их базовой пенсии не менее чем на 2 тыс. рублей в год (с последующим индексированием).

По замене ряда льгот денежной компенсацией

29 апреля т.г. на заседании Правительства РФ будет рассмотрен законопроект "О реализации мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ для отдельных категорий граждан".

Цель законопроекта: ориентировать меры социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усилить адресную поддержку ветеранов и инвалидов.

Существующее положение: в настоящее время ветераны и инвалиды (в России 38 млн. льготников, из них 32 миллиона – пенсионеры) пользуются льготами в оплате проезда на транспорте, медицинском обслуживании, санаторно-курортном лечении, обеспечении лекарствами, услугах связи, - при этом издержки не компенсируются государством ни транспортникам, ни связистам, ни социальным службам. В результате одни из них, главным образом в крупных городах, получают весь спектр льгот, другие категории ветеранов ими не пользуются вовсе (в стране 27% сельского населения, однако в сельской местности зачастую нет муниципального транспорта, телефонной связи, медицинских учреждений).

Предложения Правительства РФ: замена льгот ежемесячными доплатами к пенсиям. Переход на адресную социальную помощь будет носить следующий порядок:

·        действующие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг будут сохранены;

·        получение ежемесячной доплаты к пенсии будет иметь заявительный, то есть добровольный характер (при желании гражданина продолжать пользоваться предусмотренными льготами, он должен будет подать соответствующее заявление, при этом денежная доплата выплачиваться ему не будет);

·        размеры ежемесячных доплат к пенсиям будут носить адресный характер в диапазоне от 250 рублей (ветеранам труда) до 900 рублей (инвалидам Великой Отечественной войны) - ежемесячно.

Механизм финансирования: ежемесячная денежная выплата будет выплачиваться одновременно с пенсией за счет средств федерального бюджета в установленном размере и ежегодно индексироваться (на реализацию предложенных мер только в 2005 г. потребуется до 165,5 млрд. рублей из средств федерального бюджета).

4. По инициативе членов фракции Государственная Дума 14 апреля т.г. принято решение о подготовке изменений и дополнений в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которые в мае т.г. будут представлены на Совет ГД.

По информации депутата В.А.Тарачева предполагается ввести систему скидок при перезаключении договора для тех автовладельцев, кто ранее прибегал к добровольному страхованию, имеет значительный стаж вождения или в течение длительного времени не попадал в ДТП. Будут предусмотрены льготы для ветеранов и инвалидов, упрощена процедура урегулирования мелких страховых случаев (если стоимость ущерба не превышает 10 тыс. рублей) - участники таких ДТП смогут самостоятельно оформить извещение, не прибегая к помощи ГИБДД. Также предусматривается новый сезонный срок договора - три месяца, а автовладельцам, использующим свое транспортное средство только в выходные дни, будет предложен полис выходного дня.

Справочно:

с начала действия закона об ОСАГО (с 1.07.2003 г.) страховщики выдали около 20 млн. полисов, из них 19 млн. годовые. Всего в России зарегистрировано около 38,4 млн. транспортных средств, из них ежегодно проходят техосмотр 25 млн. Остальные транспортные средства относятся к разряду брошенных. 65 % всех учтенных автомобилей – легковые, из них 85 % принадлежат физическим лицам;

по данным на конец марта т.г. страховщики собрали 36,13 млрд. рублей начисленной и 10,73 млрд. рублей заработанной премий по ОСАГО. Средняя стоимость полиса по стране составила 1920 рублей;

с начала действия закона зарегистрировано 240,3 тыс. страховых случаев, средняя выплата по которым составляет 19-20 тыс. рублей.

V.  Законопроектная работа фракции

Всего в отчетном периоде членами фракции внесено 50 проектов федеральных законов.

За этот же период Государственной Думой принято 23 законопроекта, внесенных членами фракции, в том числе:

в первом чтении     - 12;

во втором чтении    - 2;

в трех чтениях        - 9 федеральных законов, все из которых подписаны Президентом РФ.

Результаты проведенного количественно-качественного анализа законопроектной деятельности представлены в таблицах №№ 1-5 (прилагаются).

 

VI. Состав фракции

На 1 мая т.г. численность фракции «Единая Россия» составляет 306 депутатов.

В марте т.г. указами Президента РФ А.Д.Жуков назначен заместителем Председателя Правительства РФ, а депутат В.А.Аверченко - директором Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

В апреле т.г. во фракцию вступили депутат Е.Г.Зяблицев, избранный по одномандатному избирательному округу № 162 Свердловская область и депутат А.В.Морозов, избранный по одномандатному избирательному округу № 207 г. Санкт-Петербург.

VII. Оптимизация деятельности Государственной Думы

По информации председателя Комитета ГД по Регламенту и организации работы ГД члена фракции О.И.Ковалева планируемое сокращение аппарата Государственной Думы на 335 человек к 1 июля т.г. и другие меры по оптимизации расходов позволят сэкономить порядка 300 млн. рублей в год (в настоящее время общая смета расходов ГД составляет 2,8 млрд. в год).

Намеченное сокращение аппарата коснется всех подразделений ГД (в 1994 г. численность аппарата составляла 1500 человек, сейчас -1800). С начала года аппарат был сокращен на 91 человек, и следующий этап сокращения будет проведен за счет изменения структуры аппарата, уточнения вакансий и выхода сотрудников на пенсию.

Прорабатываются вопросы сокращения количества поездок депутатов, при этом не ущемляя их прав на встречи с избирателями. Это же касается междугородних телефонных разговоров и транспортного обеспечения. С 1 мая т.г. депутаты будут сами оплачивать коммунальные расходы.

"Основная цель нововведений – повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых российскому парламенту", - подчеркнул 15 апреля т.г. на встрече с Президентом Российской Федерации Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель фракции "Единая Россия" Б.В.Грызлов.


[1]  в данной справке названия приоритетных законопроектов подчеркнуты

[2] «Бедность во многих регионах РФ приобрела застойные формы, в число бедных входит более 20 миллионов человек, при этом понятие "черта бедности" в РФ достаточно условна, и поэтому в данную категорию попадает до 30 миллионов, задача в ходе реформ в течение 3-х лет снизить уровень бедности в России до 10 миллионов человек» (из выступления М.Е.Фрадкова )

[3]  ЕСН платят работодатели из фонда заработной платы предприятия; в настоящее время эти средства используются для финансирования Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного  медицинского страхования

[4] Президент РФ В.В.Путин заявил, что в "будущем пенсия должны быть выше прожиточного минимума. Очень важно стимулировать дополнительные пенсионные накопления граждан и заинтересовать квалифицированных специалистов в продолжение работы после достижения пенсионного возраста". В конечном счете, отметил он, "люди должны иметь возможность заработать себе пенсию гораздо выше прожиточного минимума. Несколько лет назад работающие пенсионеры не имели права на полную пенсию. Однако после начала пенсионной реформы положение изменилось. В настоящее время мы в состоянии сделать следующий шаг – повысить прибавку к пенсии работающих пенсионеров"

 

Полную версию документа с диаграммами и таблицей  Перечень федеральных законов, принятых Государственной Думой текущего созыва в январе - апреле 2004 года, проекты которых были внесены членами фракции "Единая Россия" вы можете просмотреть в файле январь_апрель2004ЗР.rar