О замене льгот на меры социальной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат
СПРАВКА
к проекту федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(внесен Правительством РФ 31 мая 2004 года)
Цель законопроекта - ориентировать меры социальной поддержки на индивидуальные потребности граждан, усилить адресную социальную поддержку ветеранов и инвалидов. Его принятие позволит с 1 января 2005 года ввести в действие нормативную базу и финансовую основу для формирования новой системы государственного устройства и управления в Российской Федерации, добиться сбалансированного функционирования бюджетов всех уровней.
Концепция законопроекта - замена существующих льгот, большая часть которых не обеспечена финансированием, на меры социальной адресной поддержки граждан путем введения ежемесячных денежных выплат.
Необходимость этой меры обусловлена следующими объективными причинами:
а) большинство из установленных в начале 90-х годов льгот носили вынужденный характер, что объяснялось дефицитом бюджетов всех уровней в те годы: государство не справлялось со своими обязательствами (длительные задержки и невыплаты заработной платы, пенсий, пособий) и было вынуждено перейти к предоставлению многочисленных натуральных льгот.
Главный недостаток существующей системы льгот - ее несправедливость. Так, девять из десяти льготников не имеют возможность получать санаторно-курортное лечение, 70 % не пользуются льготами на городском транспорте. Особенно это касается сельских жителей. В результате одна часть льготных категорий граждан, главным образом проживающих в крупных городах, получает весь спектр льгот, другая же - не пользуется ими вовсе.
Сегодня, в условиях укрепления российской экономики, появилась реальная возможность обеспечить льготные категории денежными средствами, с тем, чтобы позволить каждому конкретному человеку получить то, что ему нужно в полном объеме;
б) в настоящее время расходные обязательства консолидированного бюджета оцениваются в 6,5-7 трлн. рублей, тогда как объем возможностей всей бюджетной системы страны оценивается в 4,5 трлн. рублей. Разница между этими показателями – финансово необеспеченные обязательства государства, исполнение которых ежегодно приостанавливалось законом о федеральном бюджете на очередной год.
Эта практика должна быть прекращена, так как согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П, закон о федеральном бюджете не отменяет каких-либо прав и финансовых обязательств, поэтому не может изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы РФ, и тем более - лишать их юридической силы. Это означает, что у государства больше нет ресурса приостанавливать действие отдельных законодательных актов, не обеспеченных финансовым наполнением;
в) в рамках федеративной реформы происходит децентрализация властных полномочий и их финансового обеспечения. Впервые на региональный уровень передаются 47 полномочий и делегируются - 20, причем не декларативно, а с наделением регионов соответствующими налоговыми доходами, которые будут определены соответствующими изменениями и дополнениями к Бюджетному и Налоговому кодексам (соответствующие законопроекты планируется принять в ходе весенней сессии 2004 года).
При подготовке данного законопроекта проблема справедливого соотношения "натуральная льгота - денежная выплата" находилась под пристальным вниманием фракции «Единая Россия». При активном участии рабочей группы под руководством заместителя руководителя фракции В.М.Резника удалось в 2 - 4 раза (в зависимости от категории) увеличить размер ежемесячных денежные выплат, ввести предоставление льготного билета на транспорте пригородного сообщения.
Так, если в первоначальном варианте Правительство РФ предлагало ограничиться размером выплат от 250 до 900 рублей, то во внесенном проекте закона эти выплаты составляют от 500 до 3500 рублей (см. таблицу).
К числу льготных категорий, социальная поддержка которых будет осуществляться из средств федерального бюджета, отнесены граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы и приравненные к ним категории, а также лица, награжденные знаком «Почетный донор России».
В результате проделанной работы предлагается замена основой части натуральных льгот (за исключением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг) следующими мерами социальной поддержки:
№ п/п |
Наименование категорий |
Численность (человек) |
Имеющиеся льготы в настоящее время |
Размеры компенсаций, начиная с 2005 г. | |
первоначальные предложения Правительства РФ |
окончательный вариант, с учетом мнения рабочей группы фракции | ||||
1. |
Инвалиды войны |
966 790 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; проезд междугородным транспортом; санаторно-курортное лечение; обеспечение транспортом с передачей права вождения членам семьи инвалидов войны; вневедомственная охрана; установка телефонов; изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая зубопротезирование), при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению. |
Ежемесячная денежная выплата в размере 900 руб.
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 2000 руб. Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубопротезирования), жилищно-коммунальные услуги. Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату – 23,2 млрд. руб. |
2. |
Участники |
99 998 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; проезд междугородным транспортом; вневедомственная охрана; изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая зубопротезирование). |
Ежемесячная денежная выплата в размере 700 руб.
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 1500 руб. Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубопротезирования), жилищно-коммунальные услуги. Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату – 1,8 млрд. руб. |
3. |
Ветераны |
147 289 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; оплата жилья; проезд междугородным транспортом; изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая зубопротезирование). |
Ежемесячная денежная выплата в размере 500 руб.
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 1100 руб. Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубопротезирования), оплата жилья. Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату – 1,9 млрд. руб. |
4. |
Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период |
90 783 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая зубопротезирование). |
Ежемесячная денежная выплата в размере 280 руб.
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 600 руб. Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубопротезирования). Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату – 0,7 млрд. руб. |
5. |
Лица,
награжденные знаком "Житель |
252 000 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; проезд междугородным транспортом; жилищно-коммунальные услуги; изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая зубопротезирование). |
Ежемесячная денежная выплата в размере 500 руб.
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 1100 руб. Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубопротезирования), жилищно-коммунальные услуги. Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату – 3,3 млрд. руб. |
6. |
Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог |
19
234 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая зубопротезирование). |
Ежемесячная денежная выплата в размере 280 руб.
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 600 руб. Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубопротезирования). Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату – 0,1 млрд. руб. |
7. |
Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны |
9 529 246 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая зубопротезирование). |
Ежемесячная денежная выплата в размере 280 руб.
|
Меры социальной поддержки устанавливаются субъектами РФ. |
8. |
Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий |
181 332 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; вневедомственная охрана. |
Ежемесячная денежная выплата в размере 450 руб.
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 600 руб. Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, жилищно-коммунальные услуги. Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату – 1,3 млрд. руб. |
9. |
Ветераны труда |
9 361 426 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; вневедомственная охрана. |
Ежемесячная денежная выплата в размере 250 руб.
|
Меры социальной поддержки устанавливаются субъектами РФ. |
10. |
Герои СССР, Герои Российской Федерации и граждане, награжденные орденом "Славы" трех степеней, Герои Социалистического Труда |
4 240 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; проезд междугородным транспортом; санаторно-курортное лечение; вневедомственная охрана; установка телефонов; изготовление и ремонт зубных протезов; оплата бензина; сооружение надгробий, единовременное пособие в случае смерти Героя (супругам, родителям, детям) |
Ежемесячная денежная выплата в размере 795 руб.
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 3500 руб. Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, изготовление и ремонт зубных протезов; сооружение надгробий, единовременное пособие в случае смерти Героя (супругам, родителям, детям). Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату – 0,2 млрд. руб. |
13. |
Инвалидов
- всего: |
10 551 562
1 099 044
6 810 047
2 000 556 641 915 |
Льготы: проезд городским транспортом; проезд пригородным транспортом; лекарственное обеспечение; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; проезд междугородным транспортом; санаторно-курортное лечение; обеспечение транспортом с передачей права вождения членам семьи инвалидов войны; изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (включая зубопротезирование). |
Ежемесячная денежная выплата в размере: инвалиды I и II групп - 600 руб. инвалиды III группы - 450 руб. |
Ежемесячная
денежная выплата в размере: Льготы: при выходе на пенсию пользование поликлиниками, льготы по пенсионному обеспечению, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (кроме зубопротезирования), жилищно-коммунальные услуги. Объем
расходов федерального бюджета на указанную выплату: |
14. |
Граждане,
необоснованно репрессированные по политическим мотивам и впоследствии
реабилитированные |
770 673
|
Льготы: возмещение имущественного ущерба, жилищно-коммунальные услуги, проезд городским, пригородным транспортом, льготный проезд на междугородном транспорте один раз в год, лекарственное обеспечение, обеспечение транспортом, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатная установка телефона, пересылка и доставка денежных компенсаций. |
|
Меры социальной поддержки устанавливаются субъектами РФ. |
15. |
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы и приравненные к ним лица |
1 379 855 |
Льготы: жилищно-коммунальные услуги, питание, проезд городским, пригородным транспортом, проезд на междугородном транспорте, обеспечение лекарствами, санаторно-курортное лечение, зубопротезирование, доплата за работу и проживание в зонах и др. |
|
Ежемесячная денежная выплата в размере до 1700 руб. в зависимости от статуса граждан – носителей льгот. Льготы: жилищно-коммунальные услуги, обслуживание в поликлиниках и др. Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату - 8,1 млрд. руб. |
16 |
Граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» |
577 639 |
Льготы: лекарственное обеспечение, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, проезд городским, пригородным транспортом, оплата коммунальных услуг. |
|
Ежемесячная денежная выплата в размере 500 руб. Объем расходов федерального бюджета на указанную выплату - 3,5 млрд. руб. |
Проблемные вопросы, требующие уточнения и доработки ко второму чтению законопроекта:
а) необходимо конкретизировать механизм предоставления (обязательный или заявительный порядок) социальной помощи льготным категориям граждан;
б) уточнить перечень мер социальной поддержки, реализация которых передается субъектам РФ. Необходимо, чтобы с принятием Закона труженики тыла в годы ВОВ и ветераны труда не ухудшили свое материальное положение. Особенно это касается дотационных регионов;
в) уточнить порядок предоставления билета на проезд в транспорте пригородного сообщения, право определять который отнесено к компетенции Правительства РФ. В частности, как будет обеспечиваться их обязательная их выдача в 2005 году и каким образом будет реализован заявительный принцип, начиная с 1 января 2006 года.
Аппарат фракции